Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

5. Психология индивидуальности

5.3. Способности

Среди многих существенных психических свойств, которые отличают одного индивида от других, является его способности, которые проявляются в способности к какой-либо деятельности. Эта способность реализуется в конкретных психических свойствах, которые помогают человеку овладевать знаниями, приобретать навыков и умений, необходимых для деятельности, а также успешно справляться с самой деятельностью.

5.3.1 Знания, навыки и умения как основа для развития способностей

Проблема исследования способностей имеет длинную предысторию и сравнительно короткую историю. О способностях говорили еще древнегреческие мыслители Аристотель, Пифагор. Начало их интенсивного исследования датируется второй половиной XIX в., когда английский психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон (1822-1911) начал экспериментальные и статистические исследования человеческих различий. Тогда бурное развитие капиталистического производства уже показал, что не каждый индивид может успешно овладеть любой профессией, а потому встал вопрос об отборе людей по их способностям. Проблема способностей и поныне является одной из важнейших (и недостаточно разработанных) как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Способности - индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в деятельности, являющиеся условиями ее успешного выполнения и вызывают различия в динамике овладения необходимыми для человека знаниями, навыками и умениями.

Способности относятся к наиболее существенных черт человека. Ими являются устойчивые особенности или свойства, определяющие большую успешность деятельности одного человека по сравнению с другой. Они проявляются в различных видах деятельности и способствуют ее успешному выполнению. Способной к определенной деятельности считают того человека, который быстрее и легче осваивает ее, чем другие, успешно справляется с ее требованиями, обнаруживает в ней инициативу и творческий подход.

Способный тот, кто не просто выполняет определенные задачи, но и обладает средствами, необходимыми для этого, техникой работы в определенной отрасли. Поэтому нельзя рассматривать способности человека независимо от его знаний, навыков и умений. Они опираются на имеющиеся знания, навыки и умения и развиваются вместе с их набуванням. Однако это не означает, что способности нельзя сводить к знаний, навыков и умений. Учитывая это, А. Петровский считает, что способности - это такие психические особенности человека, от которых зависит успешность получения знаний, навыков и умений, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

Вот почему нельзя окончательно судить о способности, например, студента по результатам выполненной работы, за ответом на экзамене, потому что тогда большие способности пришлось бы признать у того, кто при меньших затратах времени и других условий лучше усвоил материал. К сожалению, такие ошибки случаются часто. Бездарными считали в школе немецкого математика Фридриха Гаусса (1777-1855), английского писателя Джонатана Свифта (1667-1745), шведского естествоиспытателя Карла Линнея (1707-1778), а Г. Гельмгольца имели за умственно отсталого, говорили о слабые способности английского физика и механика Исаака Ньютона (1643-1727), русского художника Василия Сурикова (1846-1916), украинского писателя Николая Гоголя (1809-1852), английского писателя Вальтера Скотта (1771-1832), немецко-американского физика Альберта Эйнштейна (1879 - 1955) и многих других. Однако отсутствие знаний и умений можно объяснить лишь просчетами взрослых в управлении развитием ребенка. Позже, при благоприятных условиях способности могут получить надлежащий, а иногда и очень высокое развитие. Итак, относительно навыков и умений способность человека является возможностью, которая может реализоваться при определенных условиях.

Отрицая тождество способностей и знаний, навыков и умений, психологи вместе с тем, указывают на их тесное единство. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, а в динамике их получения, то есть в скорости, легкости и прочности овладения ими.