ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
УРОК № 61
Тема. Общеупотребительная лексика. Диалектные слова. Профессиональные слова
Цель: познакомить учащихся с общеупотребительными, профессиональными и диалектными словами, их особенностями, учить находить данные слова в тексте; развивать память, внимание; воспитывать уважение к родному слову.
Оборудование: учебник, словари.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Зрительно-слуховой диктант-взаємоперевірка.
Задача: подчеркнуть собственно украинские и заимствованные слова.
Те журавли и их прощальные трубы.
Тех відлітань сюита голубя.
Натянет дождь свои осенние струны,
Тронет те струны пальчиком ива.
(Лина Костенко.)
3. Творческая работа.
Задание: составить два предложения, в состав которых входят аналогичные собственно украинское и заимствованное слова.
Аэродром - аэродром, фонтан - водопад.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа с таблицей «Лексика украинского языка по сфере употребления».
(См. урок 60.)
2. Беседа с учениками.
- Какие слова называются общеупотребительными?
- А какие диалектными? профессиональными?
3. Работа по учебнику.
Упражнение 389 (устно).
4. Выборочный диктант.
Задание: выписать из текста шесть общеупотребительных слов. Назвать слова, лексическое значение которых не понятно. Как называются такие слова?
Теплым весенним утром Иван шел в долину.
Леса еще дышали холодком, горные воды шумели на скоках, а плай радостно поднимался вверх среди вороньем. Вниз западалися стороны горы в глубокие черные ізвори, откуда родились холодные потоки, куда не ступала людская нога, где лелеялся только бурый медведь, страшный враг маржини - «дядя».
(М. Коцюбинский.)
5. Работа по учебнику.
1) Проработка теоретического материала, с. 171.
2) Упражнение 390 (устно).
6. Выборочный диктант.
Задание: выписать диалектические слова вместе с соответствующими им общеупотребительными.
А есть еще черты языка, называются диалекты:
это говори местные на несколько иной лад.
На Киевщине (в Литках) обуви зовут обувка,
а огурец обыкновенный в Чернигове - гурок,
а корзина на Полесье (в Иванкове) - кошувка,
и названия, и произношение отличаются, что не шаг.
(Из стихотворения Д. Белоуса «Чудесные краски».)
7. Проблемный вопрос.
- Какое значение в речи имеют диалекты?
8. Работа по учебнику.
1) Упражнения 391 (письменно), 392 (устно).
2) Проработка теоретического материала, с. 172.
9. Творческая работа.
Задача: записать пять слов, которыми пользуются земледельцы, учителя, программисты (по вариантам). Составить с ними предложения или сочинение-миниатюру (на выбор учащихся).
10. Работа по учебнику.
Упражнения 393 (письменно), 394 (письменно).
11. Распределительный диктант.
Задание: выписать в первую колонку общеупотребительные слова, во вторую - профессиональные, в третью - диалектные.
Ветер, молодец, мартен, хозяйка, картошка, телевизор, береза, шахта, шляпа, прекрасный, рейки, стержень, быстро, молчать, борзо, рантух, угледобыча, лето, клеть, ласточка.
Справка: парень - парень, хозяйка - хозяйка, картошка - картошка, красивый - красивый, борзо - быстро, рантух - платок.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Беседа с учениками.
- Какие слова называются профессиональными?
- А какие диалектными? общеупотребительными?
- С какой целью употребляются в художественных произведениях диалектные и профессиональные слова?
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 47, упражнение 395.