Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

УРОК № 61

Тема. Общеупотребительная лексика. Диалектные слова. Профессиональные слова

 

Цель: познакомить учащихся с общеупотребительными, профессиональными и диалектными словами, их особенностями, учить находить данные слова в тексте; развивать память, внимание; воспитывать уважение к родному слову.

Оборудование: учебник, словари.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Зрительно-слуховой диктант-взаємоперевірка.

Задача: подчеркнуть собственно украинские и заимствованные слова.

Те журавли и их прощальные трубы.

Тех відлітань сюита голубя.

Натянет дождь свои осенние струны,

Тронет те струны пальчиком ива.

(Лина Костенко.)

3. Творческая работа.

Задание: составить два предложения, в состав которых входят аналогичные собственно украинское и заимствованное слова.

Аэродром - аэродром, фонтан - водопад.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа с таблицей «Лексика украинского языка по сфере употребления».

(См. урок 60.)

2. Беседа с учениками.

- Какие слова называются общеупотребительными?

- А какие диалектными? профессиональными?

3. Работа по учебнику.

Упражнение 389 (устно).

4. Выборочный диктант.

Задание: выписать из текста шесть общеупотребительных слов. Назвать слова, лексическое значение которых не понятно. Как называются такие слова?

Теплым весенним утром Иван шел в долину.

Леса еще дышали холодком, горные воды шумели на скоках, а плай радостно поднимался вверх среди вороньем. Вниз западалися стороны горы в глубокие черные ізвори, откуда родились холодные потоки, куда не ступала людская нога, где лелеялся только бурый медведь, страшный враг маржини - «дядя».

(М. Коцюбинский.)

5. Работа по учебнику.

1) Проработка теоретического материала, с. 171.

2) Упражнение 390 (устно).

6. Выборочный диктант.

Задание: выписать диалектические слова вместе с соответствующими им общеупотребительными.

А есть еще черты языка, называются диалекты:

это говори местные на несколько иной лад.

На Киевщине (в Литках) обуви зовут обувка,

а огурец обыкновенный в Чернигове - гурок,

а корзина на Полесье (в Иванкове) - кошувка,

и названия, и произношение отличаются, что не шаг.

(Из стихотворения Д. Белоуса «Чудесные краски».)

7. Проблемный вопрос.

- Какое значение в речи имеют диалекты?

8. Работа по учебнику.

1) Упражнения 391 (письменно), 392 (устно).

2) Проработка теоретического материала, с. 172.

9. Творческая работа.

Задача: записать пять слов, которыми пользуются земледельцы, учителя, программисты (по вариантам). Составить с ними предложения или сочинение-миниатюру (на выбор учащихся).

10. Работа по учебнику.

Упражнения 393 (письменно), 394 (письменно).

11. Распределительный диктант.

Задание: выписать в первую колонку общеупотребительные слова, во вторую - профессиональные, в третью - диалектные.

Ветер, молодец, мартен, хозяйка, картошка, телевизор, береза, шахта, шляпа, прекрасный, рейки, стержень, быстро, молчать, борзо, рантух, угледобыча, лето, клеть, ласточка.

Справка: парень - парень, хозяйка - хозяйка, картошка - картошка, красивый - красивый, борзо - быстро, рантух - платок.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Беседа с учениками.

- Какие слова называются профессиональными?

- А какие диалектными? общеупотребительными?

- С какой целью употребляются в художественных произведениях диалектные и профессиональные слова?

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 47, упражнение 395.