Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 62

Тема. Наблюдение за ролью второстепенных членов предложения

 

Цель: развивать умение учащихся выделять грамматическую основу предложения; формировать умение различать нераспространённые и распространённые предложения; наблюдать за ролью второстепенных членов предложения; воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты: учащиеся выделяют грамматическую основу предложения; различают нераспространённые и распространённые предложения; различают роли второстепенных членов предложения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки с заданиями, схема «Второстепенные члены предложения».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Задание учащимся.

Сравните предложения в двух колонках и сделайте вывод.

Солнце греет.         Солнце греет всё жарче и жарче.

Сходит снег.          С середины апреля сходит снег на лесных полянах.

Звенит песенка.     На опушке леса звенит бодрая песенка зяблика.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Объяснительный диктант.

Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы. Определите, какими частями речи являются главные члены предложения.

Деревья шумели когда налетел ветер. Поют птицы мирно жужжат мухи. С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна. Дождь кончился но солнце не выходило из-за облаков.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1

Переведите с украинского языка на русский. Подчеркните грамматические основы.                                            

Перші до нас прилетали граки. Навколо ще сніг лежить. А граки вже гуляють на проталинах. Граки відпочинуть після дороги, а потім вони почнуть будувати гнізда.

 

КАРТОЧКА № 2

Переведите с украинского языка на русский словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слова, смысловую и грамматическую связь. С двумя словосочетаниями составьте предложения.

Вечірня зірка, сумую за тобою, зустрів біля будинку, гуляти в садочку, клаптик снігу, потягло прохолодою.

Слово учителя с элементами беседы.

Предложение может состоять только из грамматической основы. Оно называется нераспространённым. Если в предложении есть хоть один второстепенный член, оно называется распространённым. Второстепенные члены предложения поясняют главные.

Сравните:

     когда?                             откуда?     каких?

—  Сделайте вывод, какова роль второстепенных членов предложения?

Работа со схемой.

 

image20

 

Тренировочное упражнение.

Спишите и подчеркните главные члены предложения. Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. Пользуясь схемой «Второстепенные члены предложения», определите роль второстепенных членов. Укажите нераспространённые и распространённые предложения.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

(А. Пушкин)

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа с учебником.

Выполните упражнение: [1] 591; [2] 232.

Тренировочные упражнения.

1. Дополните предложения дополнениями. Составьте схемы предложений с дополнениями. Подчеркните члены предложения.

Я познакомился (с кем?). Все были довольны (чем?). Мы увлекаемся (чем?). Он не видел (кого? что?).

2. Определите границы предложений. Спишите, подчеркните основы. В распространённых предложениях подчеркните второстепенные члены, составьте схемы этих предложений.

Шторм кончился небо про..снилось пок..залось со..нце снега на сон..це окрасились в розовый цвет с волн исчезли белые гребни поднялась над водой каменная линия волнореза.

(А. Чаковский)

3. Составьте небольшой рассказ о вашей семье, используя распространённые предложения.

Образец: Мой отец строит дома. Моя мама шьёт одежду. Старший брат учится в институте. Дедушка ушёл на пенсию.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 55; [2] §36.

2. Выполнить упражнение: [1] 590; [2] 235.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Что вы узнали сегодня о второстепенных членах предложения?