Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 63

Тема. Типы предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Вопросительные предложения с частицей ли. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение

 

Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; учить строить и правильно интонировать простые предложения с учётом цели высказывания и обстановки общения; воспитывать культуру речи у учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся различают предложения, разные по целям высказывания;

строят и правильно интонируют простые предложения с учётом цели высказывания и обстановки общения.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Работа с текстом.

Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Объясните их постановку.

Как прекрасно нынче утро

Подожди одну минуту

Я хочу поймать листок

Его бросил тополёк

Видишь, вон над той тропинкой

Натянулась паутинка

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Тренировочное упражнение.

Запишите под диктовку предложения. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Составьте схему первого предложения.

Ночной туман лёг на траву. Холодная луна поднялась над чащами. Низко пролетела сова. Мы продвигались вперёд.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

1. Прочитайте теоретический материал: [1] с. 278-279; [2] с. 10.

2. Рассмотрите таблицу: [2] с. 5.

Тренировочные упражнения.

1. Запишите предложения. Расставьте и объясните знаки препинания. Укажите виды предложений по цели высказывания. Перестройте вопросительные предложения так, чтобы появилась частица ли. Переведите вопросительные предложения с частицей ли на украинский язык и сделайте вывод о местоположении частиц ли и чи в обоих языках.

Ты решил эту задачу? Ты решил задачу. Реши эту задачу.

Ты читал этот рассказ? Ты читал этот рассказ. Прочти этот рассказ.

2. Перестройте предложения так, чтобы получились вопросительные, а потом побудительные предложения. Объясните знаки препинания при обращении.

Дети любят животных. Сестра сделала уроки. Ребята берегут природу.

3. Определите виды предложений по цели высказывания. Прочтите каждое предложение спокойно, а затем с выражением сильного чувства (как восклицательное). Запишите эти предложения как восклицательные. Как изменились знаки в конце предложения?

Это самая красивая улица в нашем городе. Ты взяла с собой книгу? Приезжайте к нам на праздник.

Слово учителя.

Выделение голосом отдельных слов может менять смысл предложений. Особенно важно это для вопросительных предложений, так как предполагает разные ответы:

Дома ты была? (Нет, в школе.) Дома ты была? (Да, я.) Дома ты была? (Да, была.)

Выделение интонацией отдельного слова называется логическим ударением.

Тренировочное упражнение.

Прочитайте оба вопроса по три раза, выделяя голосом разные слова, чтобы каждый раз чтение соответствовало новому ответу.

Ты записался в секцию баскетбола?

(Да, я. Да, я записался. Нет, футбола).

Витя прочитал эту книгу?

(Нет, Андрей. Да, прочитал. Нет, другую).

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Объяснительный диктант.

После каждого предложения в скобках запишите, каким предложение является по цели высказывания и по интонации.

ВЕСНА

Наступила весна. Солнышко пригревает землю. Уже пробивается зелёная травка. Вот и наша роща. Были ли вы там? Слушали ли пение птиц? Приходите в рощу! Как там хорошо! Какой там чистый воздух! Как весна хороша!

Тренировочные упражнения.

1. Прочитайте предложения как вопросительные, затем как повествовательные. Произнесите их как восклицательные.

К вам дядя приехал? Это подарки? Все были рады?

2. С данными словами составьте и запишите вопросительные предложения. Любые два из них прочитайте с восклицательной интонацией.

О чём...? С кем...? Как...? Сколько...?

3. Переведите с украинского языка на русский. Перевод запишите. Объясните употребление частицы ли.

Чи є в тебе тлумачний словник?

Чи вмієш ти ним користуватись?

Чи звертався ти за допомогою до вчителя?

Творческая работа.

Прочитайте побудительные предложения — правила культуры поведения — с правильной интонацией. Допишите три-четыре составленных вами побудительных предложения на тему культуры общения. Не перебивайте говорящего. Говорите с собеседником так, чтобы только он вас слышал. Не размахивайте руками во время разговора.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 56, 57; [2] § 2, 4.

2. Выполнить упражнения: [1] 603, 605; [2] 11, 30.

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопросы учащимся.

— Какие бывают предложения по цели высказывания?

— Какое по цели высказывания предложение помогает построить частица ли?

— Какие виды предложений по интонации вы знаете?