УРОК № 61
Тема. Простые и сложные предложения. Значение и интонация сложного предложения
Цель: формировать умение учащихся различать простые и сложные предложения; учить применять правила при расстановке знаков препинания в сложных предложениях; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся вычленяют предложения в тексте; выделяют грамматическую основу; различают простые и сложные предложения; правильно ставят знаки препинания, находят в тексте изученные пунктограммы и объясняют их; обнаруживают и исправляют пунктуационные ошибки.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, схема «Простое и сложное предложение».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Задание учащимся.
Выделите грамматическую основу в предложениях. Если возникли трудности, объясните, почему.
К концу апреля пробиваются свежие зелёные травинки, набухают почки деревьев. Везде лужи стоят, бегут ручейки.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Объяснительный диктант.
Запишите текст. Подчеркните грамматические основы предложений.
Определите, чем выражены члены предложения.
С севера потянул слабый ветерок. В воздухе чувствовалась сырость. Вдали раздавались раскаты грома. Появилось большое подвижное облако. Из мохнатых туч бесконечным потоком полил ледяной дождь.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 271-272, 273 (теория В), с. 289.
- Работа со схемой.
- Вопросы учащимся.
— Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
— С помощью чего связываются простые предложения в сложные?
— Что вы знаете о постановке знаков препинания в сложном предложении?
- Тренировочные упражнения*.
1. Подчеркните основы предложений. Найдите простые и сложные предложения. Составьте их схемы.
Туча закрыла солнце. Небо затянулось облаками, и пошёл тихий, серый дождь. Прошёл лёд, и речка широко отблескивала жёлтой водой. (К. Паустовский) Природа украшает нашу жизнь. Она несёт нам много радости. (З. Клепинина).
2. Из данных простых предложений составьте сложные, используя подходящие по смыслу союзы. Расставьте знаки препинания.
Летом я отдыхаю в лагере. Каждый год у меня появляются новые друзья. Я часто пишу своему другу в Киев. Он мне всегда отвечает. Я знаю. Он ждёт моих писем.
- Творческая работа.
Закончите предложения так, чтобы образовалось сложное. Подчеркните грамматические основы.
Выглянуло солнце, и... . Дверь тихонько отворилась, но... . Я знаю, что... . Пришёл апрель, а... .
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Тренировочные упражнения.
1. Запишите предложения, правильно расставив знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений. Иногда дул ветер но, он не проникал даже в открытые окна. Скрипнула дверь и Чайковский вышел на крыльцо. Дорога шла через поляну где росла, одинокая сосна. Вершина сосны качнулась дерево наклонилось, и вдруг рухнуло.
2. Переведите с украинского языка на русский.
Ми жили в старому заповідному лісі, і мені ходити до школи було далеченько. Доводилося вставати рано, коли ще на небі мерехтіли холодні зорі. Учителі мене ніколи не лаяли, коли я запізнювався до школи. Вони знали, що живу я далеко в лісі.
3. Составьте предложения к данным схемам.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал: [1] §55, 60.
2. Выполнить упражнение: [1] 589; [2] 88 (из текста выписать сложные предложения, подчеркнуть основы, объяснить постановку знаков препинания).
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Чем отличается сложное предложение от простого?
______________________________________________________________
* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Говердовская И. Б. Русский язык. 5 класс: Подбери слово. Поставь знаки препинания. — Х.: Веста: Издательство «Ранок».