Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 10 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

 

Установления контакта в беседе

 

Начиная общение, в частности индивидуальную беседу, желательно установить контакт. Контакт - это прикосновение, сочетание. Психологический контакт - это духовная связь между людьми, который обеспечивает возможность взаимопонимания и взаимовлияния.

Контакт бывает эмоциональным и интеллектуальным, эпизодическим и постоянным, осознанным и неосознанным, поверхностным и глубинно-личностным, вербальным и невербальным, эффективным и неэффективным и т.д.

Чаще всего контакт начинается с “встречи взглядов”. Трудно быть невежливым к тому, кто смотрит тебе в глаза. Первый взгляд может быть мгновенным, страстным, заинтересованным, открытым, доверчивым. Легкая улыбка, наклон корпуса, головы в сторону собеседника, заинтересованность в выражении глаз свидетельствуют о доброжелательном отношении к собеседнику.

После контакта глаз надо поздороваться и сделать паузу. Она нужна для того, чтобы другой человек имел возможность включиться в разговор. Если этого не сделать, беседы как диалога может не состояться, потому что будет разговаривать только одна сторона.

После взаимного приветствия происходит знакомство. Существует много правил этикета, которые предусматривают поведение людей на этом этапе. их детально описано в руководствах по этикету [8; 9]. Лишь заметим, что уже во время первой встречи очень важно запомнить фамилия, имя собеседника, его должность. Еще Д. Карнеги писал, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи [2, с. 107].

После вербального контакта идет снова невербальный. Партнеры размещаются на дистанции, которая соответствует общепринятым правилам и собственному желанию. Бессознательное чутье позволяет культурному человеку занять во время общения такое положение, которое будет говорить и об уважении к собеседнику, и о учета его желаний, нередко несознательных. Авторы приводят ориентировочные данные о дистанции между людьми в различных ситуациях общения. Считается, что для “интимного” общения дистанция имеет составлять 0,5 м, для разговора с друзьями - 0,5-1,2 м, для деловых встреч - 1,2-3,7 м [1, с. 73]. Для того чтобы невербальный контакт способствовал общению, нужно сидеть спокойно, непринужденно (не глубоко в кресле и не на его краю), не скрещивать руки и ноги, потому что это свидетельствует о закрытости человека.

После установления контакта на уровне глаз и дистанции целесообразно “присоединиться” к собеседнику. Можно занять позу, похожую на его позу, использовать наиболее часто употребляемые им слова, улыбаться к нему, если он это делает, и т. др.

С самого начала беседы надо сделать все, чтобы не противопоставить себя собеседнику. Целесообразно сначала поговорить о том, что объединяет собеседников, об общих интересах. Можно также сказать партнеру что-то приятное, интересное о нем. Это будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы для дальнейшего общения. Поэтому не помешает продумать три первые фразы, несколько вопросов, на которые собеседник ответит “да”. Если в начале беседы чувствуется волнение в голосе, желательно говорить тише, медленнее. Кроме этих советов, можно также использовать еще и следующие [6]:

• избегать поступлений на вроде “Если у вас есть время выслушать меня”, “Извините, что я мешаю Вам”, “Давайте быстренько разберемся”;

• не заставлять собеседника сразу защищаться;

• сначала целесообразно поговорить о собеседника, потом - о теме разговора и только потом - о себе;

• тон беседы должен быть приветливым, доброжелательным. Это поможет собеседнику поверить в вашу искреннюю заинтересованность его проблемами;

• собеседник может быть хорошо проинформирован относительно темы разговора, поэтому лучше выразить свои надежды на это или спросить его.