Сэм Блэк
Пресс-конференции и приемы
(с
книги: Black
S. Introduction to Public Relations. - London, 1989)
Проведение пресс-конференций является
общепринятым и эффективным средством предоставления информации прессе, когда оно
используется разумно. Некоторые организации, однако, никогда не упускают случая
для созыва пресс-конференции или проведения приема для прессы. Это может быть
связано с исполнительным директором, которому нравится выступать, или с
рекомендациями консультантов с ПP,
которые хотят
продемонстрировать активность от имени своих клиентов.
Пресс-конференцию никогда не следует
собирать только для того, чтобы обнародовать документ или информацию, которую с таким
же успехом можно передать с помощью пресс-релиза. Основным оправданием
пресс-конференции может быть показ моделей или иных реальных объектов или
ситуация, когда проблема настолько серьезная, что ожидаются вопрос от
журналистов. Пресс-конференции также является прекрасным средством предоставления информации
"не для протокола", когда ее не стоит распространять в прессе. Не
забывайте, что иногда бывает ситуация, когда информация дается "вне протокола".
Пресса
приветствует приглашение на приемы с коктейлями, если там можно будет получить новости
или выпадет возможность неформально поговорить с высшими управленцами организации.
Сегодня уже не является правдой то, что пресса пойдет куда угодно ради выпивки (если
вообще такое было когда-нибудь возможно). Щедрое гостеприимство никогда не заменит
новостей.
Если
необходимо собрать пресс-конференцию в очень сжатые сроки, следует позвонить
индивидуально каждому редактору, а агентства новостей можно попросить отметить
время и место в документах, пересланных по факсу в газеты.
Приглашение
на пресс-конференцию должна быть, как правило, направлено за неделю. В нем должно
быть четко указана причина ее проведения и, по возможности, имена основных
выступающих. Желательно предоставить достаточно деталей, чтобы редактор понял, что это событие
заслуживает освещения, однако и не выдать так много, чтобы не возникло желание не
посещать конференцию вообще. Конечно, должно быть предоставлено четкую информацию о
место, дату и время. Странно, однако довольно часто тот или другой из этих аспектов
выпускается. Месту пресс-конференции конечно должен быть Лондон, даже если
руководство организации находится где-нибудь в другом месте. Если она будет
проводиться за пределами Лондона - например, на новой фабрике - ситуация несколько
меняется, и провинциальная пресса становится более значимой. Однако следует помнить, что
большинство из этих газет напрямую связаны с национальными.
Если
конференция представляет общий интерес, очень сложно найти время, которое подойдет
сразу для всех. Утренние газеты не интересуются событиями, которые успели появиться в
предыдущих вечерних газетах или в сообщениях по радио и телевидению.
Обычным временем для конференции является время с 11.00 до 11.30 или с 14.30 до 15.00.
Если перед нами техническая проблема, то лучше провести пресс-конференцию в утренние
часа, это даст возможность ежедневным газетам подготовить полное сообщение
краткое упоминание в вечерних газетах им не помешает. Утренние газеты
отправляются к печати так рано, что нет смысла созывать пресс-конференцию
позже 15.00, если она не направлена преимущественно на еженедельники и специальную
прессу.
Важным
также является правильный выбор дня. В некоторых случаях такой возможности нет,
поскольку сообщение должно прозвучать в определенный день. Следует учесть, что
конференция может совпасть с другими событиями, которые привлекут прессу. Это создаст
невыгодное освещение вашего мероприятия на ее страницах. Например, не следует ли фирме,
что торгует запчастями, проводить пресс-конференцию в день, выделенный для прессы
на автомобильной выставке. Это вымышленный пример, однако подобные случаи
показывают, что полностью нет предусмотрительности. Пятницы есть также неудачными днями
для национальных газет.
Особые
договоренности должно быть сделано с ежемесячными журналами, которые часто
отправляются к печати за несколько месяцев до выхода в свет. Это особенно
касается популярных ежемесячников и женских журналов.
Некоторые
редакторы дают ответ на приглашение на конференцию, некоторые - нет, поэтому
практически невозможно знать заранее, сколько людей придет к вам. Следовательно, лучше
иметь больше кресел, а не меньше. Если конференция назначена на 11.00, то необходимо
учесть, что кто-то может прийти на двенадцать минут раньше, потому сложится
плохое впечатление, если в помещении будут наводить порядок. Обычно принято
иметь несколько столов на входе, где пресса расписывается и получает тексты и
фотографии. Если ожидается прибытие большого количества людей, следует подключить
несколько работников, чтобы избежать очередей. Личные поздравления от пресс-секретаря или
его заместителя создадут журналистам хорошее настроение с самого начала.
Нет
необходимости в особых ухищрениях, однако неплохо иметь небольшое повышение
для выступлений. В выступающих должны быть имена на карточках перед ними, шрифт на
которых должен быть достаточно большим, чтобы его можно было прочитать с конца
зала. Всем членам ПР-команды должны иметь значки со своими именами, этот
важный пункт часто игнорируется.
Если
конференция назначена на 11.00, ее следует начать в течение пяти или десяти минут
в рамках этого времени. Выступления должны быть сравнительно короткими, чтобы дать
возможность обратиться с вопросами. Иногда в конце конференции предлагаются
напитки, в некоторых случаях - еда. Приглашение должно четко указывать, что именно будет
предложено, если подобное предвидится.
Если
предоставляются фотографии, их следует давать в закрытых конвертах или специальных
папках. Часто для этого используется пластиковая папка, и хорошо, если название
фирмы-спонсора не там выведено большими буквами.
Копии
всех выступлений на конференции должны быть доступны любому. А затем следует
разослать их в газеты и журналы, которые не были представлены.
Большая
часть приведенных замечаний касается также приемов прессы, за исключением того,
что правила здесь более неформальные и прием проводится в вечернее время.
Распространяется
тенденция приглашения на пресс-конференции и приемы чужих, в том смысле, что
они не являются прессой. Не следует это приветствовать, поскольку происходит вмешательство в основную
цель конференции и это часто возмущает прессу.