Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 62

Тема. Употребление знака мягчения перед окончаниями прилагательных мужского и среднего рода в родительном, дательном и местном падежах единственного числа.

Параллельные формы прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже единственного числа

 

Цель: ознакомить учащихся с правописанием прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный в родительном, дательном и местном падежах единственного числа; развивать у детей умение различать оттенки речи; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 240

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Образуй с помощью суффиксов-ск-, -цьк-, -зьк - прилагательные от представленных существительных.

Киев, Херсон, Белоруссия, Россия, Крым, Лохвица, Прага.

Карточка 2

Образуй с помощью суффиксов-ск-, -зьк-, -цьк - прилагательные от представленных существительных.

Польша, Рига, учитель, хлебороб, врач, ученик, родитель.

Карточка 3

Спиши, вставляя вместо пропусков прилагательные, образованные от существительных, которые даны в словах для справок.

__________________ пограничники надежно охраняют рубежи своего государства. ____________________ метро очень красивое. В__________________ шахтах добывают уголь. __________________ горы выше____________________. ___________________________ теплоход прибыл в____________________ порт.

Слова для справок: Одесса, Украина, Киев, Кавказ, Донецк, Карпаты, пассажир.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Разделите приведенные прилагательные на две группы.

Домашний, раннее, спелый, красивый, удивительный, древний, синий.

- По какому признаку вы разделили прилагательные на две группы?

- Имеет ли значение группа прилагательного при склонении?

- А какое именно?

Если какая-то часть детей разделит на группы по родам, учитель должен их похвалить, отметив, что возможен и такой подол. Но все-таки педагог ориентирует детей на разделение по конечным согласным основы.

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы сосредоточим внимание на прикметниках мягкой группы мужского и среднего рода, понаблюдаем за образованием форм родового, давального и местного падежей.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа по вариантам

I вариант - продолжает работу с упражнением 241 (2, 3).

II вариант - проводит аналитическую работу с таблицей склонения прилагательных на с. 110.

2. Коллективная работа с упражнением 242

- Какие выводы из своих наблюдений мы можем сделать?

Целесообразно оформить результаты наблюдений в виде таблиц.

 

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа в парах (упражнение 243 (1, 2))

Задача 342 (3) проработать коллективно.

- Чем можно объяснить наличие или отсутствие знака мягчения в падежных формах прилагательных мягкой группы в единственном числе?

2. Творческое списывание

Спишите предложения, ставя прилагательные, что в скобках, в нужном падеже единственного числа.

I вариант

По (осеннее) небу проплывали тяжелые облака. На зеленый пригорок приютилась избушка. Много интересного учащиеся узнали в (художественный) музей.

II вариант

Село расположилось у (темный) леса. Лучи (вечернее) солнца освещало верхушки деревьев. С (ранний) утра до (поздний) вечер гудят в поле трактора.

- Определите падежи прилагательных.

- Что вы можете рассказать о формы родительного падежа прилагательных мягкой группы в единственном числе?

- А в каких еще падежах появляется знак мягчения?

- А что интересного можете рассказать о форме местного падежа единственного числа прилагательных мягкой группы?

 

VI. Итог урока

1. Игра «Кто первый даст звонок»

- Расскажите все, что узнали нового на уроке. Приводите примеры в поддержку своих утверждений.

Кто закончит рассказ, тот и будет давать звонок.

2. Инструктаж по выполнению домашнего задания

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 244.