Урок 62
Тема. Употребление знака мягчения перед окончаниями прилагательных мужского и среднего рода в родительном, дательном и местном падежах единственного числа.
Параллельные формы прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже единственного числа
Цель: ознакомить учащихся с правописанием прилагательных мужского и среднего рода с основой на мягкий согласный в родительном, дательном и местном падежах единственного числа; развивать у детей умение различать оттенки речи; воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 240
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Образуй с помощью суффиксов-ск-, -цьк-, -зьк - прилагательные от представленных существительных.
Киев, Херсон, Белоруссия, Россия, Крым, Лохвица, Прага.
Карточка 2
Образуй с помощью суффиксов-ск-, -зьк-, -цьк - прилагательные от представленных существительных.
Польша, Рига, учитель, хлебороб, врач, ученик, родитель.
Карточка 3
Спиши, вставляя вместо пропусков прилагательные, образованные от существительных, которые даны в словах для справок.
__________________ пограничники надежно охраняют рубежи своего государства. ____________________ метро очень красивое. В__________________ шахтах добывают уголь. __________________ горы выше____________________. ___________________________ теплоход прибыл в____________________ порт.
Слова для справок: Одесса, Украина, Киев, Кавказ, Донецк, Карпаты, пассажир.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Разделите приведенные прилагательные на две группы.
Домашний, раннее, спелый, красивый, удивительный, древний, синий.
- По какому признаку вы разделили прилагательные на две группы?
- Имеет ли значение группа прилагательного при склонении?
- А какое именно?
Если какая-то часть детей разделит на группы по родам, учитель должен их похвалить, отметив, что возможен и такой подол. Но все-таки педагог ориентирует детей на разделение по конечным согласным основы.
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы сосредоточим внимание на прикметниках мягкой группы мужского и среднего рода, понаблюдаем за образованием форм родового, давального и местного падежей.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа по вариантам
I вариант - продолжает работу с упражнением 241 (2, 3).
II вариант - проводит аналитическую работу с таблицей склонения прилагательных на с. 110.
2. Коллективная работа с упражнением 242
- Какие выводы из своих наблюдений мы можем сделать?
Целесообразно оформить результаты наблюдений в виде таблиц.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа в парах (упражнение 243 (1, 2))
Задача 342 (3) проработать коллективно.
- Чем можно объяснить наличие или отсутствие знака мягчения в падежных формах прилагательных мягкой группы в единственном числе?
2. Творческое списывание
Спишите предложения, ставя прилагательные, что в скобках, в нужном падеже единственного числа.
I вариант
По (осеннее) небу проплывали тяжелые облака. На зеленый пригорок приютилась избушка. Много интересного учащиеся узнали в (художественный) музей.
II вариант
Село расположилось у (темный) леса. Лучи (вечернее) солнца освещало верхушки деревьев. С (ранний) утра до (поздний) вечер гудят в поле трактора.
- Определите падежи прилагательных.
- Что вы можете рассказать о формы родительного падежа прилагательных мягкой группы в единственном числе?
- А в каких еще падежах появляется знак мягчения?
- А что интересного можете рассказать о форме местного падежа единственного числа прилагательных мягкой группы?
VI. Итог урока
1. Игра «Кто первый даст звонок»
- Расскажите все, что узнали нового на уроке. Приводите примеры в поддержку своих утверждений.
Кто закончит рассказ, тот и будет давать звонок.
2. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Упражнение 244.