Урок 61
Тема. Произношение и правописание прилагательных на-ск-, -зьк-, -цьк-
Цель: учить детей образовывать, правильно произносить и записывать прилагательные с суффиксами-ск-, -зьк-, -цьк-; развивать фонематический слух, умение ставить и решать проблемы; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое Родины.
Оборудование: портрет Богдана Хмельницкого, рисунок казака.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
- Прочитайте составленные тексты-рассуждения.
- Была ли необходимость в использовании прилагательных?
- А прилагательных в переносном значении?
- А в каких текстах они встречаются?
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Образуйте прилагательные от существительных:
село -
рыбалка -
- Объясните способ создания прилагательных.
- Какие суффиксы вы использовали?
- Где есть «ловушки» в этих словах?
III. Объявление темы и цели урока
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- А цель его какая?
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа над текстом «Казацкие могилы» (за упражнением 236)
Учитель обращает внимание на портрет Бы. Хмельницкого, рисунок, на котором изображен казак.
- А что вы знаете о казаках?
- Какие чувства вызвал у вас этот текст?
После самостоятельного выполнения задания 236 (2) учитель спрашивает, что заметили дети в суфіксах, просит сделать вывод о правописании суффиксов-ск-, -зьк-, -цьк-.
- Как записать фамилии Хмельницкий? Запишите имя и фамилию этого выдающегося гетмана Украины.
2. Работа с правилом
- Прочитайте правило на с. 119.
- Что нового вы открыли для себя?
- Составьте опорную схему правила.
3. Творческая работа в парах (за упражнением 239)
Пара, которая закончит работу первой, записывает на доске прилагательные, образованные от собственных существительных.
- По какому признаку вы собрали в группу именно эти слова?
- Как пишутся имена собственные? А прилагательные, образованные от них?
- С помощью каких суффиксов вы образовывали прилагательные? Что вы расскажете про эти суффиксы?
- А чем интересны слова донецкий и луцкий?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Работа по вариантам
I вариант - упражнение 237; II вариант - упражнение 238.
2. Минутка чистопису
К К К К ко за цьк ко го козак
Мы рода коза___кого дети,
Земли украин___кой цвет.
- Какие суффиксы вставили в прикметниках?
- Что о них можете рассказать?
VI. Итог урока
1. Беседа
- Образуйте словосочетания: (море) берег, (чумак) путь, (Бучач) район, (Харьков) метро.
- Что необходимо знать, что правильно произносить и записывать прилагательные с суфіксам-ск-, -зьк-, -цьк-?
2. Прочитайте задание к упражнению 240.
- Есть ко мне вопросы?
VII. Домашнее задание
Правило на с. 119; упражнение 240.