Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 61

Тема. Произношение и правописание прилагательных на-ск-, -зьк-, -цьк-

 

Цель: учить детей образовывать, правильно произносить и записывать прилагательные с суффиксами-ск-, -зьк-, -цьк-; развивать фонематический слух, умение ставить и решать проблемы; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое Родины.

Оборудование: портрет Богдана Хмельницкого, рисунок казака.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

- Прочитайте составленные тексты-рассуждения.

- Была ли необходимость в использовании прилагательных?

- А прилагательных в переносном значении?

- А в каких текстах они встречаются?

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Образуйте прилагательные от существительных:

село -

рыбалка -

- Объясните способ создания прилагательных.

- Какие суффиксы вы использовали?

- Где есть «ловушки» в этих словах?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- А цель его какая?

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Работа над текстом «Казацкие могилы» (за упражнением 236)

Учитель обращает внимание на портрет Бы. Хмельницкого, рисунок, на котором изображен казак.

- А что вы знаете о казаках?

- Какие чувства вызвал у вас этот текст?

После самостоятельного выполнения задания 236 (2) учитель спрашивает, что заметили дети в суфіксах, просит сделать вывод о правописании суффиксов-ск-, -зьк-, -цьк-.

- Как записать фамилии Хмельницкий? Запишите имя и фамилию этого выдающегося гетмана Украины.

2. Работа с правилом

- Прочитайте правило на с. 119.

- Что нового вы открыли для себя?

- Составьте опорную схему правила.

 

image36

 

3. Творческая работа в парах (за упражнением 239)

Пара, которая закончит работу первой, записывает на доске прилагательные, образованные от собственных существительных.

- По какому признаку вы собрали в группу именно эти слова?

- Как пишутся имена собственные? А прилагательные, образованные от них?

- С помощью каких суффиксов вы образовывали прилагательные? Что вы расскажете про эти суффиксы?

- А чем интересны слова донецкий и луцкий?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Работа по вариантам

I вариант - упражнение 237; II вариант - упражнение 238.

2. Минутка чистопису

К К К К ко за цьк ко го козак

Мы рода коза___кого дети,

Земли украин___кой цвет.

- Какие суффиксы вставили в прикметниках?

- Что о них можете рассказать?

 

VI. Итог урока

1. Беседа

- Образуйте словосочетания: (море) берег, (чумак) путь, (Бучач) район, (Харьков) метро.

- Что необходимо знать, что правильно произносить и записывать прилагательные с суфіксам-ск-, -зьк-, -цьк-?

2. Прочитайте задание к упражнению 240.

- Есть ко мне вопросы?

 

VII. Домашнее задание

Правило на с. 119; упражнение 240.