Урок 63
Тема. Наблюдение за употреблением прилагательных для всесторонней характеристики предметов. Грамматический разбор прилагательного в сочетании с существительным
Цель: систематизировать знания учащихся о прилагательное как часть речи, познакомить со схемой морфологического анализа имени прилагательного, совершенствовать умение определять род, число и падеж прилагательных; развивать умение употреблять прилагательные для всесторонней характеристики предмета; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: карточки индивидуального опроса.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания
1. Работа с упражнением 244
2. Карточки индивидуального опроса
Карточка 1
Провідміняй словосочетание.
Вечернее небо, давняя история.
Карточка 2
Провідміняй словосочетание.
Синий цвет, домашняя работа.
Карточка 3
Прочитай текст. Выпиши из текста существительные в сочетании с прилагательными. Определи их род, число, падеж. Выдели окончания прилагательных во множественном числе.
РЖАНОЙ ДЕДУШКА
У нас в семье за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом. Блюдо старое, ему почти сто лет.
По краю блюда печатными литрами вырезано: «Ржаной хлеб - калачу дедушка». Надпись - будто короткая сказка. Сказка рассказывает о добрый ржаной хлеб и его румяных внуков-калачей. Дед с внуками набирали силу в поле, потом - в горячей печи. Став сильными, они наделяют своей силой всех нас.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Прочитайте текст с доски.
УТРО
Утро после ночи. Звезды нырнули в бездну неба. Поднимается туман. Тихо вокруг.
- Каково ваше впечатление от текста? Понравился ли он вам? Почему?
- Как же его можно усовершенствовать?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы будем учиться использовать прилагательные для характеристики существительных, познакомимся с грамматическим разбором прилагательных.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Устная коллективная работа (с доски)
- Подберите прилагательные, которые характеризовали бы существительные по признакам:
• цвета - облако, глаза;
• движения - поезд, река;
• размера, расстояния, веса - книжка, страна;
• вкусовых и обонятельных ощущений - виноград, букет.
- А теперь попробуйте за всеми возможными признаками подобрать прилагательные к слову облако.
2. Самостоятельная работа с учебником
- Попробуйте подобрать прилагательные для всесторонней характеристики существительных из упражнения 245. Выберите три прилагательные по своему усмотрению.
- Поставьте устно один из прилагательных в родовой (дательный, винительный, творительный, местный падеж).
- В каких падежах употребляются предлоги?
3. Творческое задание (по упражнением 247)
- Выберите словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в родительном (дательном, винительном, творительном, предложном) падежах.
- Как определить падеж прилагательного?
- А что еще можно определить с помощью окончания? Как?
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Инструктаж по выполнению домашнего задания
2. Развитие связной речи (за упражнением 246)
- Какую роль выполняют прилагательные в речи?
VI. Итог урока
- Вспомните, что мы учились делать с вами сегодня.
- Попробуйте усовершенствовать текст, с которого мы начали урок. Стал ли наш текст более выразительным?
- Благодаря чему?
VII. Домашнее задание
Упражнение 248.