Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 4 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 63

Тема. Наблюдение за употреблением прилагательных для всесторонней характеристики предметов. Грамматический разбор прилагательного в сочетании с существительным

 

Цель: систематизировать знания учащихся о прилагательное как часть речи, познакомить со схемой морфологического анализа имени прилагательного, совершенствовать умение определять род, число и падеж прилагательных; развивать умение употреблять прилагательные для всесторонней характеристики предмета; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: карточки индивидуального опроса.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

1. Работа с упражнением 244

2. Карточки индивидуального опроса

Карточка 1

Провідміняй словосочетание.

Вечернее небо, давняя история.

Карточка 2

Провідміняй словосочетание.

Синий цвет, домашняя работа.

Карточка 3

Прочитай текст. Выпиши из текста существительные в сочетании с прилагательными. Определи их род, число, падеж. Выдели окончания прилагательных во множественном числе.

РЖАНОЙ ДЕДУШКА

У нас в семье за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом. Блюдо старое, ему почти сто лет.

По краю блюда печатными литрами вырезано: «Ржаной хлеб - калачу дедушка». Надпись - будто короткая сказка. Сказка рассказывает о добрый ржаной хлеб и его румяных внуков-калачей. Дед с внуками набирали силу в поле, потом - в горячей печи. Став сильными, они наделяют своей силой всех нас.

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения

- Прочитайте текст с доски.

УТРО

Утро после ночи. Звезды нырнули в бездну неба. Поднимается туман. Тихо вокруг.

- Каково ваше впечатление от текста? Понравился ли он вам? Почему?

- Как же его можно усовершенствовать?

 

III. Объявление темы и цели урока

- Сегодня мы будем учиться использовать прилагательные для характеристики существительных, познакомимся с грамматическим разбором прилагательных.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Устная коллективная работа (с доски)

- Подберите прилагательные, которые характеризовали бы существительные по признакам:

• цвета - облако, глаза;

• движения - поезд, река;

• размера, расстояния, веса - книжка, страна;

• вкусовых и обонятельных ощущений - виноград, букет.

- А теперь попробуйте за всеми возможными признаками подобрать прилагательные к слову облако.

2. Самостоятельная работа с учебником

- Попробуйте подобрать прилагательные для всесторонней характеристики существительных из упражнения 245. Выберите три прилагательные по своему усмотрению.

- Поставьте устно один из прилагательных в родовой (дательный, винительный, творительный, местный падеж).

- В каких падежах употребляются предлоги?

3. Творческое задание (по упражнением 247)

- Выберите словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в родительном (дательном, винительном, творительном, предложном) падежах.

- Как определить падеж прилагательного?

- А что еще можно определить с помощью окончания? Как?

 

V. Закрепление и систематизация знаний

1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

2. Развитие связной речи (за упражнением 246)

- Какую роль выполняют прилагательные в речи?

 

VI. Итог урока

- Вспомните, что мы учились делать с вами сегодня.

- Попробуйте усовершенствовать текст, с которого мы начали урок. Стал ли наш текст более выразительным?

- Благодаря чему?

 

VII. Домашнее задание

Упражнение 248.