|
3. Предупредительный диктант. Задача: Назвать слова общеславянского происхождения. Какие слова свойственны только украинскому языку? С дальнего края Аисты летели. И в одного лелеченька Крилоньки упали в обморок. Висотала силы Чужбина проклятая. Возьмите меня, аисты, На свои крылышки! (Д. Павлычко.) Упражнение 381. 5. Выборочный диктант. Задание: выписать собственно украинские слова и словосочетания. С тремя из них составить предложение. Каждое слово - это словно бриллиантовая бусинка в большом разку нашей пребагатої языка. Вспомним такие слова, как «бархат», «перла», «ожерелье», «полотенце», «платок», «знамя»... Каждое слово имеет свой смысл, свою красоту. У меня лично порождается большое чувство радости при упоминании таких слов, как «рассвет», «солнечный луч», «весенний ручей», «голубая даль», «голубая высочество». А сколько таких слов существует, и за каждым - глубинная сущность и красота! (И. Цюпа.) 6. Работа по учебнику. 1) Проработка теоретического материала, с. 168. 2) Упражнение 386 (письменно). 7. Творческая работа. Задача: к заимствованных слов подобрать синонимы из собственно украинских. Объяснить написание слов иноязычного происхождения. Чемпион, антракт, финиш, сигнал, дистанция, дисциплина, протест, информация. 8. Словарный диктант. Дефект, рецидив, ревизия, гигант, директор, аллея, деградация, ванна, тонна, рация, циркуль, радиус, нетто, вариант, аксиома. 9. Творческий диктант. Задание: отгадать загадки, записать отгадки. 1) Стою на крыше всех труб выше. (Антенна.) 2) По проволоке ходит, тьму разгоняет. (Электричество.) 3) Кто стоит лишь тогда, когда бежит, а как станет - падает? (Велосипед.) 4) Дерево и проволока кричит на весь мир. (Телеграф.)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Беседа. - Что изучает лексикология? - Что мы называем лексикой? - На какие группы по происхождению делится лексика украинского языка? - Какие слова называются собственно украинскими? Приведите примеры. - Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры. V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, § 46, упражнение 388.
|
|