ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 59
Тема. Контрольный диктант
Цель: проверить уровень усвоения учащимися основных понятий, правил по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия», умение находить изученные орфограми, правильно писать слова; воспитывать внимательность, настойчивость в учебе.
Оборудование: тексты диктантов.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦІЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ ДИКТАНТА
IV. ОТВЕТЫ УЧИТЕЛЯ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ
(Учитель дает пояснения относительно незнакомых слов, их лексического значения, если такие встретились в тексте.)
V. НАПИСАНИЕ ДИКТАНТА
I вариант
Следы на снегу
Много снега в февральском лесу. Под белыми шапками согнулись ветви деревьев. Небольшие кусты превратились в белые бугорки. Метелицы намели сугробы на опушках.
Издалека видно на лесной поляне следы. Две ямки рядом впереди, за ними тоже две ямки, только одна за другой. И снова - две ямки рядом, две одна за другой. Заяц!
Снег глубокий и рыхлый, на лыжах и то в нем тонешь. А заяц не проваливался слишком глубоко. Правда, передние ямки большие, словно не заяц прошел, а кто-то значительно крупнее.
Не зная, подумаешь: что за зверь прошел? А это только - зайчишка.
(90 сл.) (По М. Плавильщиковим.)
II вариант
Зима
Зима! Кого не очаровывала ее сказочная красота, кому не памятно шумный качания снежной бабы. А вроде полета скольжение на санках! Летишь, прижмуривши глаза, только ветер свистит в ушах. А сзади еще и еще детвора! Одни уезжают, другие только садятся. Крик, смех, плач - все сливается, бурлит. И так с утра до позднего вечера. И ни усталости, ни тебе боли никакой, когда перекинешся и вдруг на тебя навалятся несколько товарищей. И разве только этим богата зима! Манят заснеженные дали, поля. Все заметено, уравнены до следующей весны.
(86 сл.) (По М. Олейником.)
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить § 43 учебника.