Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

 

Гуманистическая направленность этики общения и ее значение

 

Великие гуманисты прошлого были философами и психологами одновременно. Они понимали, что природу человека можно понять, лишь обнаружив нормы и ценности ее жизни [17, с. 24]. Поскольку человек является мерой всех вещей, она является высшей ценностью и главным богатством общества. Развитие этого направления в этике и психологии способствовал становлению гуманистической этики и психологии.

Гуманистическая этика - направление в философии, который распространился в США с 20-х годов XX века (И. Файт, К. Гарпет, И. Левин и др.). Авторы этой теории тесно связывают нравственность с психологией отдельной личности, в определенной степени виокремлюючись от общих принципов морали. В современной интерпретации идеи гуманистической этики обосновали Же.-П. Сартр и Э. Фромм. Так, последний отмечал, что любовь к себе, которая невозможна без любви к другим, является высшей ценностью. Если в авторитарной этике нормы, установлены авторитетом или властью, всегда превалируют над индивидуальными, то в гуманистической “сам человек может определить критерий добродетели и порока” [17, с. 35]. По Е. Фроммом, характерная особенность человека - возможность реализоваться и найти свое счастье только в связи с другими людьми, в солидарности с ними. Отечественные этики и зарубежные ученые утверждают, что науке надо переместить внимание с изучения человека как объекта, вещи среди вещей к изучение ее как субъекта, как меры всех вещей [12]. Последователи гуманистической этики придерживаются тезиса, что человек может реализоваться и стать счастливой лишь в единства с другими, во взаимодействии и общении с ними. Любовь к ближнему, уважение к нему - это сила человека, что объединяет ее с миром, который является и ее собственным миром. Добро в этом контексте - раскрытие и реализация возможностей человека, зло - безответственность, прежде всего, относительно себя. Поэтому, чтобы понять суть добра и зла, надо обратиться к природы человека, которую изучает психология.

Гуманистическая психология - направление в психологии, представители которого признают главным предметом этой науки личность как уникальную целостную систему, для которой характерной является открыта возможность самоактуализации и самореализации. Это направление зародилось в 50-60-е годы в Калифорнии (США). Название ему дал А. Маслоу, а значительный вклад в его развитие внес К. Роджерс [2]. Основным в этой ориентации является вера в возможность личностного роста каждого человека, которая может самостоятельно выбирать свою судьбу. Человек рождается добрым (или нейтральной), а общество делает ее злой, агрессивной. В соответствии с положениями, введенными К. Роджерсом, в каждом человеке заложено стремление к добру, к самореализации, и она способна их достичь. Однако воспитание и нормы поведения, предложенные обществом, заставляют человека пренебречь собственными чувствами и потребностями и принять ценности, навязанные другими. А. Маслоу считает, что у человека мало возможностей для удовлетворения своих основных потребностей, а это в конце концов тормозит удовлетворения таких высших потребностей, как самоуважение и самореализация.

Следовательно, гуманистическая этика основывается на современной психологии, которая способствует развитию этики. Как утверждает Е.Фромм, высшие ценности гуманистической этики и психологии - это не эгоизм, а любовь к себе, не отрицание индивидуальности, а утверждение человеческой самости. Чтобы быть уверенной в своих ценностях, личность должна знать и понимать себя, свою способность к добра и самоотдачи [17, с. 29]. Авторы придерживаются положений гуманистической этики и психологии в современном ее понимании.

 

Висновки

 

• Общение является важной формой человеческого бытия, условием жизнедеятельности людей, способом их объединения.

• Культура общения охватывает нравственную и психологическую культуру, соответствующие знания, необходимые для взаимодействия, умение применять их в конкретных ситуациях.

• Высокий уровень культуры общения характеризуется гуманистическими установками, в основе которых лежат гуманистическая этика и гуманистическая психология.

• Гуманистическая этика и гуманистическая психология ориентируют на то, что человек является мерой всех вещей.

• Для успешного общения надо создавать условия, которые способствовали бы самоактуализации и самореализации собеседников, их продуктивному сотрудничеству.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. - 2-е изд. - М., 1988.

2. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. - М., 1994.

3. Добрович А. Б. Воспитателю в психологии и психогигиене общения.- М., 1987.

4. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие.- Ярославль, 1992.

5. Лысина М. Ы. Проблема онтогенеза общения.- М., 1986.- С. 11-14.

6. Лозница В. С. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К., 1997.

7. Лунева О. В., Хорошилова Е. А. Психология делового общения.- М., 1980.

8. Малахов В. А. Этика: Курс лекций. - К., 1996.

9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М., 1992.

10. Мицич П. Как проводит деловые беседы: Пер. с серб.-хорв. - М., 1987.

11. Монтень М. Опыты. - Кн. 3.- М., 1979.

12. Основы психологии / под ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - К., 1995.

13. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко.- М., 1997.

14. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. - М., 1989.

15. Современный маркетинг / Под ред. В. Е. Хруцкого.- М., 1991.

16. Человек в системе наук / Отв. ред. Ы. Т. Фролов. - М., 1989.

17. Фромм Э. Психоанализа и этика. - М., 1998.

18. Шеломенцев В. Н. Этикет и культура общения. - К., 1995.