Лекция 1 ПРЕДМЕТ И
ЗАДАЧИ КУРСА
Гуманистическая направленность этики
общения и ее значение
Великие гуманисты прошлого были
философами и психологами одновременно. Они понимали, что природу человека можно
понять, лишь обнаружив нормы и ценности ее жизни [17, с. 24]. Поскольку человек
является мерой всех вещей, она является высшей ценностью и главным богатством общества.
Развитие этого направления в этике и психологии способствовал становлению
гуманистической этики и психологии.
Гуманистическая этика - направление в
философии, который распространился в США
с 20-х годов XX
века (И. Файт,
К. Гарпет, И. Левин и
др.). Авторы этой теории тесно связывают нравственность с психологией отдельной
личности, в определенной степени виокремлюючись от общих принципов морали. В
современной интерпретации идеи гуманистической этики обосновали Же.-П. Сартр и Э. Фромм.
Так, последний отмечал,
что любовь к себе,
которая невозможна без
любви к другим, является высшей ценностью. Если в авторитарной этике нормы,
установлены авторитетом или властью,
всегда превалируют над индивидуальными, то в гуманистической
“сам человек может определить критерий добродетели и порока” [17, с. 35]. По
Е. Фроммом, характерная особенность человека - возможность
реализоваться и найти свое счастье только в связи с другими людьми, в
солидарности с ними. Отечественные этики и зарубежные ученые утверждают, что науке
надо переместить внимание с изучения человека как объекта, вещи среди вещей к
изучение ее как субъекта, как меры всех вещей [12]. Последователи гуманистической
этики придерживаются тезиса, что человек может реализоваться и стать счастливой лишь в
единства с другими, во взаимодействии и общении с ними. Любовь к ближнему, уважение
к нему - это сила человека, что объединяет ее с миром, который является и ее собственным
миром. Добро в этом контексте - раскрытие и реализация возможностей человека,
зло - безответственность, прежде всего, относительно себя. Поэтому, чтобы понять суть добра и зла, надо обратиться к
природы человека, которую изучает психология.
Гуманистическая психология - направление в
психологии, представители которого признают главным предметом этой науки
личность как уникальную целостную систему,
для которой характерной является
открыта возможность самоактуализации и самореализации. Это направление зародилось
в 50-60-е годы в Калифорнии (США).
Название ему дал А.
Маслоу, а значительный вклад в его развитие внес К. Роджерс [2]. Основным в этой ориентации является
вера в возможность личностного роста каждого человека, которая может самостоятельно
выбирать свою судьбу. Человек рождается добрым (или нейтральной), а общество
делает ее злой, агрессивной. В соответствии с положениями, введенными К. Роджерсом, в каждом человеке заложено стремление
к добру, к самореализации, и она способна их достичь. Однако воспитание и нормы
поведения, предложенные обществом, заставляют человека пренебречь собственными
чувствами и потребностями и принять ценности, навязанные другими. А. Маслоу
считает, что у человека мало возможностей для удовлетворения своих основных потребностей, а
это в конце концов тормозит удовлетворения таких высших потребностей, как самоуважение и
самореализация.
Следовательно, гуманистическая этика основывается
на современной психологии, которая способствует развитию этики. Как утверждает Е.Фромм, высшие
ценности гуманистической этики и психологии - это не эгоизм, а любовь к себе, не
отрицание индивидуальности, а утверждение человеческой самости. Чтобы быть уверенной
в своих ценностях, личность должна знать и понимать себя, свою способность к
добра и самоотдачи [17, с. 29]. Авторы придерживаются положений гуманистической
этики и психологии в современном ее понимании.
Висновки
• Общение является важной
формой человеческого бытия, условием жизнедеятельности людей, способом их объединения.
• Культура общения
охватывает нравственную и психологическую культуру, соответствующие знания, необходимые для
взаимодействия, умение применять их в конкретных ситуациях.
• Высокий уровень
культуры общения характеризуется гуманистическими установками, в основе которых
лежат гуманистическая этика и гуманистическая психология.
• Гуманистическая этика и
гуманистическая психология ориентируют на то, что человек является мерой всех вещей.
• Для успешного
общения надо создавать условия, которые способствовали бы самоактуализации и
самореализации собеседников, их продуктивному сотрудничеству.
Список использованной и
рекомендуемой литературы
1. Андреева Г. М. Социальная
психология. - 2-е изд. - М., 1988.
2. Гриншпун И. Б. Введение в
психологию. - М., 1994.
3. Добрович А. Б. Воспитателю в
психологии и психогигиене общения.- М., 1987.
4. Конева Е. В. Психология общения:
Учеб. пособие.- Ярославль, 1992.
5. Лысина М. Ы. Проблема онтогенеза
общения.- М., 1986.- С. 11-14.
6. Лозница В. С. Психология менеджмента: Учеб. пособие. - К., 1997.
7. Лунева О. В., Хорошилова Е. А.
Психология делового общения.- М., 1980.
8. Малахов В. А. Этика: Курс лекций. - К.,
1996.
9. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури
Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М., 1992.
10. Мицич П. Как проводит деловые
беседы: Пер. с серб.-хорв. - М., 1987.
11. Монтень М. Опыты. - Кн. 3.- М.,
1979.
12. Основы психологии / под ред. О. В. Киричука, В. А.
Роменця. - К., 1995.
13. Психология и этика делового
общения / Под ред. В. Н. Лавриненко.- М., 1997.
14. Словарь по этике / Под ред. А.
А. Гусейнова, И. С. Кона. - М., 1989.
15. Современный маркетинг / Под ред.
В. Е. Хруцкого.- М., 1991.
16. Человек в системе наук / Отв.
ред. Ы. Т. Фролов. - М., 1989.
17. Фромм Э. Психоанализа и этика. -
М., 1998.
18. Шеломенцев В. Н. Этикет и
культура общения. - К., 1995.