Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Лекция 2 ОБЩЕНИЕ КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Этика и культура общения в памятниках истории и литературы

 

Общение как процесс и продукт жизнедеятельности людей имеет богатое прошлое, а как результат научных исследований - краткую историю. Много ценного и интересного про этику и этикет, культуру общения и поведения находим в памятниках истории и литературе, в частности в украинских источниках.

Одним из первых описал общения на территории нынешней Украины еще в V в. к н. э. Геродот. Он рассказывал, как наши предки общались при свете костра, “говорили сказку”, “баяли басню”. Интересные свидетельство того, как в далекие времена жили люди, как они защищали свою землю, как развивали ремесла и, конечно, как общались, дает Велесова книга, или “Скрижали бытия украинского народа”, - сборник полесских памятников V-IX ст. Люди умели общаться, ибо пятнадцать веков правили через вече, где любой желающий мог слово сказать - и это было благом. Вообще слово для людей было весомой частью жизни, через него они приходили к согласию и решали свои жизненные проблемы.

Уже тогда установились определенные обычаи и традиции, регулирующие жизнь членов общины. Уважение к старшим, взаимопомощь, храбрость, честность стали общепринятыми нормами морали. Однако переход к нравственных отношений осуществлялся постепенно от простейших форм нравственности (групповых) к выработке личностью собственных моральных ориентиров.

Несколько позже, когда на территории Киевской Руси открылись первые библиотеки, школы, получило развитие искусство, то есть закладывалась культура славянских народов, появляются памятники, подтверждают стремление тогдашнего общества повлиять на человека, на его мысли и чувства, дать ей христианские правила, нормы поведения и общения. Такими известнейшими достопримечательностями являются произведения первого митрополита Киевской Руси Илариона и оратора и мыслителя Кирилла Туровского. Один из тогдашних выдающихся мыслителей-гуманистов Василий Великий изложил настоящую программу культуры и этики общения и поведения, а также правила этикета: “Будь добрым с другом, ласковым со слугой, незлопам'ятним до дерзких, человеколюбивым к смиренных, утішай несчастных, посещай больных, совсем ни к кому не относись презрительно, приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступным, не хвались сам, не заставляй других говорить о тебе, скрывай, сколько можешь, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обвинений от других. Не будь тяжелым в виговоріннях, обвиняй не скоро и не со страстным движением, ибо это признак высокомерия, не осуждай за малозначимое, будто сам ты строгий праведник...” [17, с. 194].

Мудрые наставления относительно этики и этикета, общения и поведения дал своему и грядущим поколениям Владимир Мономах. В его “Поучении” находим: “...иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слова Господа... при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать, без лукавого умысла беседуя, а побольше вдумываться, не неистовствовать словом, не осуждать речью, немного смеяться, стыдиться старших; ...вести себя благочестиво, научить... глазами управлению, языка воздержанию, ума упокорюванню, телу підкорянню, мысли чистоту соблюдать, побуждая себя к добрым делам... ; не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь... ни одного человека не пропустите, не поприветствовав его и не подарив ей доброе слово...” [17, с. 194]. Владимир Мономах подчеркивал, что “правильное жизнь” человека достигается ее “добрыми делами”. Как видим, этика и этикет, культура общения, поведения и речи в этих источниках даются в единстве. Это самое прослеживается и в последующих памятниках истории и культуры Украины.

В те времена едва ли не наибольшее влияние на человека, на его взаимоотношения с другими, на формирование этики и культуры общения имели центры духовной культуры и духовные лица - мыслители. В XVII в. в Украине, когда уже четко окреслились признаки украинской народности (территория, язык, экономическая и культурная общность, психический склад), появляются и первые центры образования и культуры (например, Львовская братская школа и Острожская греко-славяно-латинская школа). В них преподавали грамматику, арифметику, астрономию, риторику, диалектику, логику, искусство. Эти заведения имели не только образовательную цель, но и формировали культуру поведения, речи и общения учащихся.