Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Урок № 6

Тема: Большая буква и кавычки в существительных

 

Цель: повторить сведения о написании имен собственных с большой буквы и в кавычках; совершенствовать умение различать существительные собственные и общие названия; формировать умение вrрунтовувати употребление большой буквы и кавычек в собственных названиях соответствующим правилом; развивать мышление, память, культуру устной и письменной речи; формировать патриотические чувства.

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока.

 

II. Повторение ключевых вопросов.

Беседа.

· Какие существительные являются собственными названиями? Привести примеры.

· В чем заключается разница между написанием существительных - имен собственных и существительных - общих названий?

· Почему с большой буквы пишутся существительные Николай Дориченко, Марина Семеновна Лесная?

· Какое из слов и почему пишется с большой буквы в словосочетаниях город Полтава, село Краснополье, река Дунай? В словосочетаниях пес Букет, конь Агат?

· С какой буквы следует писать названия персонажей сказок и басен (напр.: Лисичка и Журавль; Волк и Кот; Дед Мороз; Кощей Бессмертный)?

 

III. Выполнение упражнений на повторение.

Выборочный диктант.

Выписать существительные - имена собственные, пишутся с большой буквы (в форме именительного падежа).

Без вербы и калины нет Украины. Чему Ваня не научился, того Иван не будет знать. (Род. творческим.) Крупнейшие церковные праздники - Рождество и Пасху. На склонах седого Днепра стоит наша столица - Киев. (А. Каминчук.) На берегу извилистой Десны стоял город, окутанный в сны. Мы видели Говерлу сквозь туман. (М. Рыльский.) До бабушки Зины сїхалась семья: брат с Карпат, сестра с Остра, дочь из Крыма, сын из Рима. (И. Сечевик.) Лежит Мурко против солнца, греется. (В. Сухомлинский.) Кот с Рябком были друзья. (П. Воронько.) Султан и Гандзя птицами летят... Кого-то везут в легком шарабані. (М. Рыльский.) Одваживсь Волк у Льва попросить, чтобы старшиной до Овец наставили его служить. (Л. Глуб.) Ой гуляли в поле два мороза, два мороза, два родненьких брать. Брат старше звался Нос Красный, а младший - Синий Нос на имя. (Б. Гринченко.)

Работа у доски.

Записать предложения, определить в них существительные. Указать существительные - имена собственные, объяснить употребление большой буквы.

Наша мать соловина - родная Украина. (Л. Полтава.) Жил у нас в селе казак Облако. (Марко Вовчок.) Гремит Днепр, шумит Сула, отозвались голосом Карпаты... (М. Рыльский.) Богдан поднялся с камдеревянных стремян. Течет река большая Борисфен. (Л. Костенко.) И вновь для тебя в сердце расцветут Шевченко думы и песни Тычины. (М. Рыльский.) Премией издательства “Радуга” отмечают лучших детских писателей Украины. (Из журн.) Уже Петрівочка наступает, седая кукушка вылетает. (Род. творческим.) Пес Бровко утром встал, надо же помогать! Взял топор и начал сухой хворост рубить. (Г. Коваль.)

Словарь.

Борисфен - древнее название Днепра. Петровка - пост перед православным церковным праздником в честь Апостолов Петра и Павла.

Словарный диктант.

Тарас Григорьевич Шевченко, Европа, Украина, Верховная Рада, Президент Украины, планета Земля, созвездие Млечный Путь, конь Добрян, село Большие Луки, площадь Богдана Хмельницкого, орден Ярослава Мудрого, фабрика «Любава», песня «Тропинка».

Диктант с комментированием.

Существительные подчеркнуть, определить род, число и падеж каждого. Указать существительные-имена собственные, объяснить употребление большой буквы и кавычек.

Книга Тараса Шевченко «Кобзарь» известна всему миру. Писателя Ивана Франко мы называем Каменщиком. (Из газ.) Бежит Лисичка полевой дороге и встречает Ежа. (И. Франко.) Автором знаменитой оперы «Тарас Бульба» Николай Лысенко. Детский журнал «Соняшник» издается в Киеве. (Из журн.) Жил у нас долго собака Пират. (О. Довженко.)

Объяснительный диктант.

Назвать в тексте существительные - собственные названия, а затем существительные - общие названия. Объяснить употребление большой буквы. Назвать существительные - названия существ.

Тарас стоит в Каневе на высоком утесе, смотрит и насмотреться не может на свою Украину. Я смотрю на Тарасову гору, на высокий памятник Кобзарю. Невольно вспоминаю маленькую Ахтырку, беленькую дом недалеко от тихой Ворсклы. Там дед мой сыновьям, дочерям своим и внукам читал зимними вечерами «Кобзарь».

По И. Гончаренко.

Обучающий диктант.

Существительные подчеркнуть, определить род, число, падеж каждого. Указать существительные-названия существ. Определить существительные - имена собственные.

Перед Аленкой заспанным глазом сверкнула Сула. Берег был взъерошенный, как ворона зимой. Тропа бежала утесами.

Девочка села на пеньке. На колени к ней упал дубовый листок. На нижней его стороне ставился мкоторый белый орешек. Когда мать заваривала из таких орешков чай.

Аленка розломила орешек. В нем сидела мушка с прозрачными крылышками. Не увидеть мушке теплых дней! Но сегодня ей тепло в орешке. (По А. Донченком; 62 сл.)

 

IV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

Упражнение 43 (II).