Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Урок № 7

Тема: Прилагательное. Гласные в падежных окончаниях

 

Цель: повторить изученное об прилагательное, его грамматические признаки (род, число, падеж); формировать умения и навыки правильного употребления гласных в падежных окончаниях прилагательных; развивать культуру устной и письменной речи, эстетические чувства, вкус точного и меткого слова, обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски.

Записать предложения, подчеркнуть в них существительные. Определить род, число, падеж каждого существительного. Указать существительные-имена собственные.

На святое Благовещение солнце радостно вставало. (А. Сказка.) В небесах созвездия Льва нам светит на Млечный путь. (Д. Чередниченко.) Наш Киев Золотые розкрилює ворота. (М. Рыльский.) Где Почайна шумела, лишь ручей между холмами ютится. (Л. Забашта.)

 

II. Сообщение темы и цели урока.

 

III. Повторение ключевых вопросов.

Беседа.

· Какая часть речи называется прилагательным?

· Какова роль прилагательных в речи?

· Как изменяются прилагательные?

· От чего зависит род, число, падеж прилагательных в словосочетаниях родной край, родному городу, родной землей?

 

ИV. Выполнение упражнений на повторение.

Работа у доски.

Записать предложения, определить в них прилагательные. Свыяснить род, число и падеж каждого прилагательного.

У пахаря руки черные, зато хлеб белый. Белые руки чужую работу любят. Мак черный, да вкусный, а редька белая, и горка. Сладкая морковь, и в сусідовому огороде. У хорошего хозяина и соломинка не пропадет. Мамина хата лучшая чужой палаты. От плохого корни не жди хорошего семени. И на здоровой яблоне гнилые яблоки бывают. Сухой колодца не идут пить водицы.

Народное творчество.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения 53 (устно).

Выполнение упражнения 54 (письменно).

Переписать предложения, вместо точек вставляя пропущенные буквы. Прилагательные подчеркнуть, определить падеж каждого. Падежные окончания прилагательных выделить.

Лучше полюбить стар... орла, чем молод... сову. Велик.. рыба в глубокой... воде плавает. Вівсян.. каша сама себя хвалит, а гречан.. хвалят люди. Лучше птичке на зелен.. ветви, как у богача в золот... клетке.

Народное творчество.

Обучающий диктант.

Подчеркнуть прилагательные, определить род, число, падеж каждого. Выделить падежные окончания прилагательных.

Для нашей солнечной земли желтый и синий цвета есть и были наиболее подходящие. Это понимал простой народ. Поэтому он вырисовывал свои дома в синее и желтое. Сочетание этих двух цветов вполне соответствует народному вкусу.

Родную природу украинцы видели именно в желтом и голубом. Видели золотое поле, синее небо, синее море и реки с желтыми камышами и рыжими скалами, синие горы. (По К. Широцки; 60 сл.)

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Упражнение 56 (II).