Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

 

Урок № 5

Тема: Имя Существительное. Существительные, обозначающие названия существ и неістот. Гласные в падежных окончаниях

 

Цель: повторить изученное об имени существительном как часть речи, его основные грамматические признаки (род, число, падеж, три отмены), особенности падежных окончаний; совершенствовать навыки правильно выделять падежные окончания существительных; определять существительные - названия существ и неістот, воспитывать интерес к жизни, любовь и уважение к семье; развивать мышление, речь, память, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать и уточнять словарь учащихся.

Тип урока: урок повторения изученного.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания.

Работа у доски. Записать предложения. Определить части речи.

После дождя солнце засияет. Солнце на всех одинаково светит. На ленивой земле и трава не растет. Родит не земля, а руки.

Народное творчество.

 

II. Сообщение темы и цели урока.

 

III. Повторение ключевых вопросов.

Беседа.

· Какая часть речи называется существительным? Привести примеры.

· Как различают названия существ и неістот? Привести примеры.

· В чем заключается различие между написанием существительных-имен собственных и существительных-общих названий? Привести примеры.

· Какое из слов и почему пишут с большой буквы в словосочетаниях город Львов, река Днепр, село Мечтательное, кот Туман, воробей Чив?

· Как определяется род существительных?

· Что означают имена существительные в форме единственного числа и существительные в форме множественного числа?

· Как изменяются существительные? Назвать падежи существительных.

· Сколько склонений существительных вам известно? Привести примеры существительных i, II И III склонений.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 42 (устно).

 

ИV. Выполнение упражнений на повторение.

Объяснительный диктант.

Существительные подчеркнуть. Поставив к каждому вопросу, определить существительные - названия существ и названия неістот. Определить род, число, падеж и отличие выделенных существительных.

1. Соняшникам солнышко посміхалось солнечно. (Л. Кулиш-Зиньков.) Утром, после ночи лучик солнца золотой влетел бабушке в глаза. (М. Могилевич.) Мы пошли с дедушкой ивовую ветку. Дед сделал из нее громкую дудку. (В. Косовский.) Хорошо имеет сердце лесной родничок. Оно дает водице зверушке и птицы, дереву, травині, цветке и человеку. (По М. Чепурною.)

2. Что такое родина? За окошком калина, тихая сказка бабушки, нежная песня мамочки, сильные руки у папы, под тополем хата, под ивой колодец, в чистом поле пшеница. (П. Бондарчук.) Помни, не забывай отцовскую стезю! Украшай, почитай свой край, свой дом, родину. (В. Гринько.)

Работа с учебником. Выполнение упражнения 44.

Переписать, вставляя на месте точек пропущенные окончания. Определить падеж существительных.

Все реки к сож.. текут. По мор.. плавал, а вод.. не видел. Тихая вода гребл.. рвет. Не ходи в воду за птиц.. , а в лес за рыб.. . Ложка.. моря не исчерпаешь. С вогн.. не шути, а вод.. не верь. Язык.. сина не накосиш. Кто кинет камен.. до неба достанет ним по голов.. .

Народное творчество.

Записаны на доске (спроектированы через проектор) записать существительные в три колонки по отличиями.

Хлеб, хижина, мать, дружба, душа, огонь, паляница, радость, уют, сердце, отец, брат, воскресенье, семья, осень, земля, печь, любовь.

Диктант с комментированием. Подчеркнуть имена существительные. Определить род, число, падеж и отличие каждого из них.

Умей уважать труд своих отца и матери. Береги их здоровьея и покой. Больше всего для них счастье - то твоя честная жизнь, трудолюбие, усердное обучение. Приноси в дом радость, храни счастье в семьй. Если тебя считают плохим человеком, это большое горе для твоей родни.

По В. Сухомлинским.

 

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Упражнение 46.