ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Урок № 5
Тема: Имя Существительное. Существительные, обозначающие названия существ и неістот. Гласные в падежных окончаниях
Цель: повторить изученное об имени существительном как часть речи, его основные грамматические признаки (род, число, падеж, три отмены), особенности падежных окончаний; совершенствовать навыки правильно выделять падежные окончания существительных; определять существительные - названия существ и неістот, воспитывать интерес к жизни, любовь и уважение к семье; развивать мышление, речь, память, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать и уточнять словарь учащихся.
Тип урока: урок повторения изученного.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски. Записать предложения. Определить части речи.
После дождя солнце засияет. Солнце на всех одинаково светит. На ленивой земле и трава не растет. Родит не земля, а руки.
Народное творчество.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Повторение ключевых вопросов.
Беседа.
· Какая часть речи называется существительным? Привести примеры.
· Как различают названия существ и неістот? Привести примеры.
· В чем заключается различие между написанием существительных-имен собственных и существительных-общих названий? Привести примеры.
· Какое из слов и почему пишут с большой буквы в словосочетаниях город Львов, река Днепр, село Мечтательное, кот Туман, воробей Чив?
· Как определяется род существительных?
· Что означают имена существительные в форме единственного числа и существительные в форме множественного числа?
· Как изменяются существительные? Назвать падежи существительных.
· Сколько склонений существительных вам известно? Привести примеры существительных i, II И III склонений.
Работа с учебником. Выполнение упражнения 42 (устно).
ИV. Выполнение упражнений на повторение.
Объяснительный диктант.
Существительные подчеркнуть. Поставив к каждому вопросу, определить существительные - названия существ и названия неістот. Определить род, число, падеж и отличие выделенных существительных.
1. Соняшникам солнышко посміхалось солнечно. (Л. Кулиш-Зиньков.) Утром, после ночи лучик солнца золотой влетел бабушке в глаза. (М. Могилевич.) Мы пошли с дедушкой ивовую ветку. Дед сделал из нее громкую дудку. (В. Косовский.) Хорошо имеет сердце лесной родничок. Оно дает водице зверушке и птицы, дереву, травині, цветке и человеку. (По М. Чепурною.)
2. Что такое родина? За окошком калина, тихая сказка бабушки, нежная песня мамочки, сильные руки у папы, под тополем хата, под ивой колодец, в чистом поле пшеница. (П. Бондарчук.) Помни, не забывай отцовскую стезю! Украшай, почитай свой край, свой дом, родину. (В. Гринько.)
Работа с учебником. Выполнение упражнения 44.
Переписать, вставляя на месте точек пропущенные окончания. Определить падеж существительных.
Все реки к сож.. текут. По мор.. плавал, а вод.. не видел. Тихая вода гребл.. рвет. Не ходи в воду за птиц.. , а в лес за рыб.. . Ложка.. моря не исчерпаешь. С вогн.. не шути, а вод.. не верь. Язык.. сина не накосиш. Кто кинет камен.. до неба достанет ним по голов.. .
Народное творчество.
Записаны на доске (спроектированы через проектор) записать существительные в три колонки по отличиями.
Хлеб, хижина, мать, дружба, душа, огонь, паляница, радость, уют, сердце, отец, брат, воскресенье, семья, осень, земля, печь, любовь.
Диктант с комментированием. Подчеркнуть имена существительные. Определить род, число, падеж и отличие каждого из них.
Умей уважать труд своих отца и матери. Береги их здоровье’я и покой. Больше всего для них счастье - то твоя честная жизнь, трудолюбие, усердное обучение. Приноси в дом радость, храни счастье в семь’й. Если тебя считают плохим человеком, это большое горе для твоей родни.
По В. Сухомлинским.
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание.
Упражнение 46.