Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

I СЕМЕСТР

 

УРОК 5

Тема. Игра в школу. Отработка произношения звуков [г], [г']. Глаголы прошедшего времени: писал, писали. Аудирование. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному и художественному стилям. Работа над скороговоркой. Признаки хорошего высказывания (чёткость дикции)

 

Цель: развивать умения слушать и понимать устное высказывание, обучать составлению устного высказывания; формировать у учащихся навык произношения звуков [г] и [г'], сравнивая эти звуки со звуками [г] и [г'] в украинском языке; развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом; воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению.

Оборудование: сюжетные картинки с изображениями гусей, школы, сказочных героев; аудиозапись физкультминутки.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Дидактическая игра «Переводчики»

Комментарий: учитель зачитывает слова на украинском языке, а учащиеся по очереди проговаривают их на русском языке.

Слова: портфель, олівець, ручка, пенал, зошит, учень, учениця, учитель, щоденник, шафа, дошка, квітка.

 

III. Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы научимся правильно произносить звуки [г] и [г'], слушать и анализировать текст.

 

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Речевая разминка (работа с чистоговоркой)

Игра «Дополни словечко»

Га-га-га — просит кошка творо...

Ги-ги-ги — купили Мише сапо...

Гу-гу-гу — много пчёлок на лу...

Вывод. В русском языке нет звука [г], который мы привыкли слышать в украинских словах. Русские звуки [г] и [г'] на письме обозначаются буквой Г, г.

2. Работа со скороговоркой

Гуси на лугу

Прячутся в стогу,

Кричу я: «Кто в стогу?!»

А гуси — ни гу-гу.

3. Аудирование

1) Слушание текста

Демонстрируется иллюстрация с изображением гусей.

У бабушки в колхозе гуси. Они шипели. Они щепались. Они переговаривались: «Га-га! Га-га! Ага! Га-га! Ага!»

Галя их боялась. Она кричала: «Бабушка, гуси!» Бабушка сказала: «А ты возьми палку!» Галя взяла палку да как замахнется на гусей: «Уходите отсюда!» Гуси повернулись и пошли прочь. Галя спросила: «Что, испугались?» И гуси ответили: «Ага!»

2) Проверка понимания

Вопросы к тексту

— Боялась ли Галя гусей?

— Что посоветовала девочке бабушка?

— Как вы думаете, била ли Галя гусей палкой?

— Перестала ли Галя бояться гусей?

4. Работа с картинкой «Игра в школу»

Составление связного высказывания. (Учащиеся дают имена изображенным героям.)

— Во что играют дети?

— Кто на рисунке — учительница? Кто — ученики?

— Что делает учительница?

— Что делают ученики?

5. Повторение правил поведения на уроке

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс.

Учитель спросит — надо встать.

Когда он сесть позволит — сядь.

Ответить хочешь — не шуми,

А только руку подними.

6. Физкультминутка (по выбору учителя)

 

V. Закрепление и осмысление изученного материала

1. Игра «Собери свой портфель»

Комментарий: учащиеся выкладывают учебные вещи на парту. Потом соревнуются: кто быстрее сложит их в портфель.

2. Игра «Лесная школа»

— В школу пришли учиться герои сказок. А кто именно, вы узнаете, угадав сказку.

•     ...По коробу скребен, по сусеку метен... («Колобок»)

•     ...Ловись, рыбка, большая и малая... («Лисичка-сестричка и Волчик-братик»)

•     ...Козлятушки-ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла... («Волк и семеро козлят»)

•     ...Вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой!... («Сивка-бурка»)

•     ...Кто ел из моей чашки? И Мишутка увидал свою пустую чашку... («Три медведя»)

•     ...Кукареку петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, шёлкова бородушка... («Кот, Петух и Лиса»)

3. Творческая работа

— Нарисуйте любого полюбившегося вам сказочного героя, снабдите его всеми необходимыми учебными вещами, нарисуйте их рядом с изображениями героя.

 

VI. Итог урока

— Что нового вы узнали?

— С каким звуком познакомились?

— Какой сказочный герой вам нравится больше всего?