I СЕМЕСТР
УРОК 5
Тема. Игра в школу. Отработка произношения звуков [г], [г']. Глаголы прошедшего времени: писал, писали. Аудирование. Слушание-понимание несложных монологических и диалогических высказываний, относящихся к разговорному и художественному стилям. Работа над скороговоркой. Признаки хорошего высказывания (чёткость дикции)
Цель: развивать умения слушать и понимать устное высказывание, обучать составлению устного высказывания; формировать у учащихся навык произношения звуков [г] и [г'], сравнивая эти звуки со звуками [г] и [г'] в украинском языке; развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом; воспитывать интерес к изучению русского языка, к чтению.
Оборудование: сюжетные картинки с изображениями гусей, школы, сказочных героев; аудиозапись физкультминутки.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Дидактическая игра «Переводчики»
Комментарий: учитель зачитывает слова на украинском языке, а учащиеся по очереди проговаривают их на русском языке.
Слова: портфель, олівець, ручка, пенал, зошит, учень, учениця, учитель, щоденник, шафа, дошка, квітка.
III. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы научимся правильно произносить звуки [г] и [г'], слушать и анализировать текст.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Речевая разминка (работа с чистоговоркой)
Игра «Дополни словечко»
Га-га-га — просит кошка творо...
Ги-ги-ги — купили Мише сапо...
Гу-гу-гу — много пчёлок на лу...
Вывод. В русском языке нет звука [г], который мы привыкли слышать в украинских словах. Русские звуки [г] и [г'] на письме обозначаются буквой Г, г.
2. Работа со скороговоркой
Гуси на лугу
Прячутся в стогу,
Кричу я: «Кто в стогу?!»
А гуси — ни гу-гу.
3. Аудирование
1) Слушание текста
Демонстрируется иллюстрация с изображением гусей.
У бабушки в колхозе гуси. Они шипели. Они щепались. Они переговаривались: «Га-га! Га-га! Ага! Га-га! Ага!»
Галя их боялась. Она кричала: «Бабушка, гуси!» Бабушка сказала: «А ты возьми палку!» Галя взяла палку да как замахнется на гусей: «Уходите отсюда!» Гуси повернулись и пошли прочь. Галя спросила: «Что, испугались?» И гуси ответили: «Ага!»
2) Проверка понимания
Вопросы к тексту
— Боялась ли Галя гусей?
— Что посоветовала девочке бабушка?
— Как вы думаете, била ли Галя гусей палкой?
— Перестала ли Галя бояться гусей?
4. Работа с картинкой «Игра в школу»
Составление связного высказывания. (Учащиеся дают имена изображенным героям.)
— Во что играют дети?
— Кто на рисунке — учительница? Кто — ученики?
— Что делает учительница?
— Что делают ученики?
5. Повторение правил поведения на уроке
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Учитель спросит — надо встать.
Когда он сесть позволит — сядь.
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними.
6. Физкультминутка (по выбору учителя)
V. Закрепление и осмысление изученного материала
1. Игра «Собери свой портфель»
Комментарий: учащиеся выкладывают учебные вещи на парту. Потом соревнуются: кто быстрее сложит их в портфель.
2. Игра «Лесная школа»
— В школу пришли учиться герои сказок. А кто именно, вы узнаете, угадав сказку.
• ...По коробу скребен, по сусеку метен... («Колобок»)
• ...Ловись, рыбка, большая и малая... («Лисичка-сестричка и Волчик-братик»)
• ...Козлятушки-ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мать пришла, молока принесла... («Волк и семеро козлят»)
• ...Вещая каурка! Встань передо мной, как лист перед травой!... («Сивка-бурка»)
• ...Кто ел из моей чашки? И Мишутка увидал свою пустую чашку... («Три медведя»)
• ...Кукареку петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, шёлкова бородушка... («Кот, Петух и Лиса»)
3. Творческая работа
— Нарисуйте любого полюбившегося вам сказочного героя, снабдите его всеми необходимыми учебными вещами, нарисуйте их рядом с изображениями героя.
VI. Итог урока
— Что нового вы узнали?
— С каким звуком познакомились?
— Какой сказочный герой вам нравится больше всего?