I СЕМЕСТР
УРОК 6
Тема. Слушание-понимание несложных высказываний. Русская народная игра «Гуси, гуси.». Закрепление произношения звуков [г], [г']. Регулирование дыхания, темпа речи, силы голоса
Цель: закрепить знания, полученные учащимися на предыдущем уроке; формировать навыки правильного произношения звуков [г], [г']; развивать правильную осмысленную речь учащихся; воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: предметные картинки: игла, гриб, грибок, игрушки, гуси, гусята, глобус; аудиозапись песни «Весёлые гуси».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Беседа
— О чём говорили на прошлом уроке?
— С каким звуком познакомились?
2. Артикуляционные упражнения
Чистоговорка
Га-га-га — стоит миска творо...
Гу-гу-гу — на урок уже бе...
Га-га-га — вышли гуси на лу...
Игра «Поймай звук [г]»
Работа с предметными рисунками (игла, гриб, грибок, игрушки, гуси, гусята, глобус).
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Отгадав загадки, вы узнаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке.
• По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
• Я в любую непогоду
Уважаю очень воду,
Я от грязи берегусь —
Чистоплотный серый. (гусь).
— Правильно, ребята, сегодня наш гость — гусь.
Демонстрация иллюстрации.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Беседа по картинке
— Посмотрите на картинку, вот он какой — наш гость. Он пришёл к нам один, а дома у него осталась семья. Кто из вас знает, как зовут его деток и их маму? (Гусята и гусыня)
2. Работа со стихотворением
1) Чтение стихотворения учителем
— Га-га-га — гогочет гусь,—
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу — не нагляжусь.
— Как гогочет гусь?
— Кем он гордится?
— Какие слова со звуком [г] встретились в стихотворении? (Гогочет, гусь, горжусь, гусята, гусыня, гляжу — не нагляжусь)
2) Разучивание стихотворения детьми наизусть
3. Русская народная игра «Гуси, гуси...»
1) Чтение текста учителем
— Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите!
— Нам нельзя! Серый волк за горой не пускает нас домой.
— Ну, летите как хотите, только крылья берегите!
2) Разучивание текста игры учащимися наизусть
3) Объяснение правил игры
Выбираются «Волк» и «Бабушка». «Бабушка» стоит с одного края игрового поля, «Гуси» — все остальные игроки — находятся на противоположной стороне игрового поля. «Волк» располагается посередине, между «Бабушкой» и «Гусями». «Бабушка» задает вопросы «Гусям», они на них отвечают. После финальных слов «Ну, летите, как хотите.» «Гуси» бегут к «Бабушке», стараясь не попасть в лапы «Волка». Те, кто попался, выбывают из игры.
4. Физкультминутка (под аудиозапись песни «Весёлые гуси»)
V. Закрепление и осмысление изученного материала
Отгадывание загадок
Учитель. Попробуйте отгадать загадки.
Подсказка: в словах-отгадках спрятался звук [г].
Ответы детей дублируются предметными картинками.
• Пол ёлкою, под осинкою
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Шапка красненькая. (Гриб)
• Голубочка бела
В избу влетела,
Что на свете видала,
Про всё рассказала. (Газета)
• На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
• Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)
• Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне — все тук да тук. (Гвоздь)
• Живет мой братец за горой.
Не может встретиться со мной. (Глаза)
VI. Итог урока
— Кто был у нас сегодня в гостях?
— В каких русских словах встречается звук [г]?