I СЕМЕСТР
УРОК 4
Тема. Урок. Учебные вещи. Отдельные грамматические формы (без терминов): существительные I и II склонения в дательном и предложном падежах (к доске, в пенале, на парте). Закрепление произношения звука [ч']. Скороговорка. Отработка чёткости дикции
Цель: формировать умение правильно употреблять различные грамматические формы слов; обогащать словарный запас учащихся новыми словами; закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Оборудование: учебные вещи (предметные рисунки и предметы); содержимое портфеля Карлсона (игрушка, баночка варенья, тортик, коробка с печеньем, букварь, тетрадь, ручка, карандаши); куклы (Карлсон, Катя Любознайкина).
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Речевая разминка (работа с чистоговоркой)
1) Игра «Доскажи словечко»
Чо-чо-чо — у меня болит пле...
Ча-ча-ча — нужно вызвать нам вра...
Чу-чу-чу — нет, к врачу я не хо...
Че-чу-чо — лучше пусть болит пле...
2) Беседа
— Как вы думаете, нужно ли обратиться к врачу, если вы себя плохо чувствуете? Почему?
— Какой звук вы слышите в каждой строчке чистоговорки?
— Как произносится звук [ч'] в русском языке; звук [ч] в украинском языке?
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня мы вспомним, какими учебными вещами пользуемся на уроках, выучим их названия на русском языке и будем составлять с этими словами предложения.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа со скороговоркой
Ученик учил уроки —
У него в чернилах щёки.
— Назовите слова, в которых есть звук [ч'].
— Произнесите скороговорку вслух несколько раз подряд.
2. Ознакомление с понятием «учебные вещи»
Беседа
— Как называются предметы, которые помогают нам в учёбе? (Учебные вещи)
— Ребята, а что это у Кати Любознайкиной?
Загадка Кати Любознайкиной
Катя
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
— Что это за дом? Какие жильцы живут в этом доме?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Портфель. Я портфель не простой, я — Мудрый Портфель. Знаю обо всей школьной жизни все-все. А вы, ребята, знаете? Отгадайте загадки.
• Должен каждый ученик
В школу брать с собой... (дневник).
• Рисовать решил я дом.
Открываю свой... (альбом).
• Рисовать умеет наш
Деревянный... (карандаш).
• В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна... (тетрадь).
• Я рисовал, а тут Маринка!
Сотрёт ненужный штрих... (резинка).
• Гриб, медведь, лиса, корзина —
Всё слеплю из... (пластилина).
• За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нём,
И тетради, и альбом.
Он, друзья, не самозванец,—
Родственник портфеля... (ранец).
• Не на поле, не на грядке —
Я пишу в твоей тетрадке.
Очень нужная всем штучка.
Догадались? Это... (ручка).
• Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Работа по содержанию сказки
1) Чтение сказки учителем
Жили-были двое мальчиков — Петя Чистяков и Серёжа Грязнулькин. Они учились в 1 классе. Петя был очень старательным, аккуратным мальчиком, он всегда держал свои вещи в порядке. А Серёжа часто забывал о том, что учебники нужно обернуть, а карандаши заточить, вырывал из тетрадей и учебников листы, ставил в них кляксы. Однажды на перемене, когда все дети завтракали в столовой, учебные вещи Серёжи Грязнулькина решили убежать от своего хозяина к Пете Чистякову.
2) Беседа после слушания сказки
Учитель демонстрирует учащимся рисунки: а) аккуратные учебные вещи; б) грязные учебные вещи.
— Рассмотрите рисунки. Какие вещи принадлежат Пете Чистякову, а какие — Серёже Грязнулькину?
— Что думают вещи о своих хозяевах?
— Кто хочет быть похожим на Серёжу? на Петю? Почему?
5. Работа по развитию речи. Составление предложений
— Назовите учебные вещи.
— Что куда надо класть?
Возможные ответы учащихся
Мы кладём в портфель учебники, пенал, тетради. В пенал мы кладём ручки, карандаши, резинку. Положили на парту тетрадь, учебник, пенал.
Акцент на грамматических формах слов: класть — кладёт; положить — положил, положила.
V. Закрепление и осмысление изученного материала
1. Игра «Убери лишнее»
— К нам на урок прилетел Карлсон (кукла). Он тоже решил стать школьником, чтобы научиться читать и писать. В свой портфель он собрал всё, что, на его взгляд, может понадобиться в школе, и просит вас проверить, правильно ли он приготовился к урокам. Назовите то, что лежит в портфеле.
Учитель достаёт из портфеля игрушку, баночку с вареньем, букварь, тетрадь, тортик, ручку, карандаш, коробку с печеньем.
— Что здесь лишнее? Почему?
— Давайте сложим в портфель Карлсона только то, что понадобится для учёбы. Комментарий: учитель показывает предмет. Если эта вещь относится к учебным принадлежностям, то дети хлопают в ладоши, называют предмет, объясняют, для чего он нужен на уроке.
2. Анализ стихотворения С. Маршака Чтение стихотворения учителем
Это каждому известно:
Вещи надо класть на место.
Сами вещи не растут,
Сделать вещи — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, ручку береги:
Не ломай, не мни, не рви.
— Как вы относитесь к своим школьным вещам?
— Расскажите, для чего нужны школьные вещи.
VI. Итог урока
— Какие учебные вещи есть в вашем портфеле?
— Какие учебные вещи находятся в нашем классе?