ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА
УРОК 6
ТЕМА. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Цель урока: учебная - подвести
учащихся к пониманию закона сохранения энергии в том смысле, что главным источником
энергии на Земле с Солнце, а энергия, которую живые организмы получают с пищей,- это
энергия химических связей, в которую была аккумулирована солнечная энергия; развивающая
- прививать ученикам мысль о том, что энергия может встречаться в природе в
различных видах и превращаться из одного вида в другой в результате химических
процессов; воспитательная - еще раз подчеркнуть незаменимость растительных организмов с
их способностью накапливать солнечную энергию в виде энергии химических
связей в тех органических веществах, которые растения образуют.
Основные понятия: энергия,
фотосинтез, хлорофилл, органические вещества, глюкоза, крахмал, целлюлоза, аккумулировать,
обмен веществ и энергии.
Методы урока: словесный (беседа), наглядный
(работа с рисунками в учебнике), создание проблемной ситуации.
Оборудование: учебник.
Тип урока: усвоение новых знаний и
умений.
Межпредметные связи: биология (7
класс), физика (7 класс), химия (7 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта, создание проблемной ситуации
IV. Изложение основного материала
1. Решения проблемной ситуации,
определение понятия «энергия».
2. Обмен веществ и превращение
энергии у растений.
3. Обмен веществ и превращение
энергии у животных.
4. Построение схемы преобразования
энергии на Земле.
5. Определение понятия обмена
веществ и превращение энергии.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. ПРОВЕРКА
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
1. Что такое дыхание? Сравните
дыхание растений и насекомых.
2. Что такое дыхание? Сравните
дыхания млекопитающих и рыб.
3. Почему в теплицах воздух искусственно
насыщают углекислым газом, а растения дополнительно освещают лампами дневного
света?
II. СООБЩЕНИЕ
ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО ОПЫТА
- Беседа
- Какие условия, кроме воздуха, необходимые
для жизни и роста живых организмов? (Тепло, свет, отдых, еда.)
- Создание проблемной ситуации
- Зачем живым существам нужна
еда? (Чтобы восполнить потраченную энергию, а также для роста клеток.)
- Зачем живым существам нужен
кислород? (Для дыхания.)
- Какую роль играет кислород в
поставке живых организмов энергией?
На последний вопрос ученикам
ответить сложно.
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Решения проблемной ситуации,
определение понятия «энергия»
- Беседа
- Какое первое и главное условие следует
выполнить для того, чтобы работал телевизор? (Включить его в электрическую
сеть.)
- Какое первое и главное условие следует
выполнить для того, чтобы работал исправный автомобиль? (Залить топливо в бак.)
Электрическая энергия для бытовых
приборов и горючее для автомобиля является источником энергии. Получив источник энергии,
техника может выполнять работу.
- Как называют человека, который готов
быстро выполнять работу? (Энергичной.)
Энергия - это способность тел живой и
неживой природы выполнять работу.
- Какое небесное тело является главным источником
энергии для Земли? (Солнце.)
- Слово учителя
Энергия не возникает из ничего и не
исчезает бесследно - она только превращается из одного вида в другой. Так
формулируется один из главных природных законов - закон сохранения энергии.
Кислород, который получают живые организмы при дыхании, способствует, помогает
превращение энергии из одного вида в другой.
Пища + Кислород = Энергия
Такая своеобразная формула работает для
каждой клетки организма.
Этот процесс похож на горение
костер. Чтобы огонь не погас, люди подкладывают в него дрова (прием пищи) и
раздувают этот огонь, нагнетая в костер воздуха с кислородом (дыхания), или им
в этом помогает ветер.
- Задания в рабочей тетради
2. Обмен веществ и превращение
энергии у растений
- Беседа
- Как называют процесс,
происходит в зеленых растениях на свету при участии хлорофилла, углекислого
газа и воды? (Фотосинтез.)
- Как при этом используется
солнечная энергия? (Тепловая и световая энергия Солнца превращается в химическую
энергию тех веществ, которые растения создают. Таким образом растения накапливают,
аккумулируют, солнечную энергию в своих тканях.)
- Как называют группу веществ,
которые могут создаваться только зелеными растениями? (Органическими веществами.)
- Приведите примеры органических
веществ. (Глюкоза, крахмал, целлюлоза.)
3. Обмен веществ и превращение
энергии у животных
- Что происходит с органическими
веществами, когда они попадают в организм животных? (С ними происходят
химические превращения, в результате чего выделяется необходимое животным
энергия.)
- Для чего животные
используют энергию, которая выделилась? (Для работы всех органов и мышечных
движений, поддержание температуры тела.)
- В какое время года люди и животные
больше едят и почему? (Зимой, поскольку значительная часть энергии расходуется на
обогрева организма.)
Чувство голода может слегка
унять теплый чай или даже теплая вода без сахара.
- Задания в рабочей тетради
4. Построение схемы преобразования
энергии на Земле
Как повторение и систематизацию
полученных знаний учащиеся вместе с учителем (учитель - на доске, ученики - в тетради)
строят схему:
5. Определение понятия обмена веществ и превращения
энергии
Потребление питательных веществ
организмом, их химическое превращение, сопровождающееся выделением энергии и
выведением ненужных отходов из организма, называют обменом веществ и
преобразованием энергии.
- Задания в рабочей тетради
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
В телах живых организмов постепенно
происходит обмен веществ и превращение энергии. Энергию солнечного света
способны накапливать, или аккумулировать, только зеленые растения в процессе фотосинтеза.
Животные получают энергию вместе с пищей.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Потребители и создатели
Все живые организмы можно разделить
на две большие группы в зависимости от того, какая пища им необходима. Одни (к ним
относятся все животные, грибы и большинство бактерий) могут поддерживать свое
существование только тогда, когда с пищей постоянно поступают готовые органические
вещества. Такой тип питания получил название гетеротрофного (от греч. getero - другой и trophos - питание). Другие имеют удивительную способность строить свои
тела из неорганических соединений, прежде всего из углекислого газа. Таким умением
наделены наземные зеленые растения, водоросли и способны к фотосинтезу бактерии.
Этот тип питания называют автотрофним (от греч. autos - сам и trophos
- еда). Кроме
фотосинтетических автотрофных организмов следует назвать особую группу бактерий,
для построения своих тел используют энергию солнечного света, а
энергию химических связей. Подобный тип питания принято именовать
хемоавтотрофним («хемо» означает «химический»).
Пищеварения
Для того чтобы еда, находящегося в
внешней среде, могла обеспечить веществами и энергией организм, который
их нуждается, она должна быть преобразована в доступную для усвоения этим организмом
форму. Для решения этой задачи и возникла способность к пищеварения -
химического расщепления пищи на вещества, которые могут всасываться тканями
живого организма и участвовать в обмене веществ.
Амебы и другие одноклеточные животные
поедают еще более мелких существ. Однако их добыча недостаточно мала, чтобы проникнуть
сквозь клеточную оболочку амебы прямо в ее организм. Как же проглотить
одноклітинній животному свою еду? Выходом из этой ситуации стал фагоцитоз (от
греч. phagos - пожиратель и citos - клетка) - один из древнейших способов питания на
Земли.
Амеба, похожая на капельку слизи,
передвигается, постепенно перетекая с места на место. Примерно так же, как
движется, она и поедает пищу. Встретив на своем пути добычу, амеба обтекает
ее, пока не окружит полностью. Переваривание происходит уже внутри
одноклеточного амебы. Непереваренные остатки выделяются с помощью процесса,
обратной фагоцитоза,- клетка как бы «открывается» и выбрасывает наружу
ненужный контент.
Фагоцитоз встречается не только в
одноклеточных организмов. Особые клетки в тканях позвоночных животных,
например лейкоциты (белые клетки крови), очищают организм от бактерий,
погибших клеток, частиц пыли и других «отходов» путем фагоцитоза. Этот
способ питания .часто заканчивается гибелью самого лейкоцита, однако он
защищает весь организм от вредных или ненужных клеток.
Другой тип пищеварения, свойственный
червам, ракообразным, насекомым и некоторым другим видам живых организмов. При
таком типе пищеварении специальные ферменты (вещества), которые создает и выделяет
животное, способные расщепить пищу, что находится во внешней среде и не
попала в организм животного. Примером могут быть некоторые насекомые и пауки, которые
вводят в тело предварительно знерухомленої ими добычи пищеварительные ферменты, а затем
высасывают образованную питательную массу.
И наконец, пищеварения, что свойственно
всем позвоночным животным, происходит благодаря наличию в них желудка, куда и
попадает пища для переваривания.
«Малоїжки» и «обжоры»
На вопрос «Кто больше ест: слон
или мышь?», казалось бы, можно ответить, не задумываясь,- конечно же, слон.
Однако ученые считают, что все не так уж и просто. Если подсчитать не абсолютную
количество съеденной пищи, а соотнести ее массу с массой їдока, то результат
получается неожиданный. Масса корма, необходимого на сутки слону, равна 1 %
массы его тела, а ежедневный рацион мыши-полевки составляет 20 % ее собственной массы.
Вот и получается, что относительно своих размеров мышь в 20 раз прожерливіша от
слона.