Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 7

ТЕМА. ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 «СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЙ»

 

Цель урока: учебная - вместе с учениками ознакомиться с видами размножения растений и животных, объяснить преимущества каждого из них; развивающая - подвести учащихся к мысли о том, что вид размножения зависит от степени сложности живого организма; воспитательная - подчеркнуть, ицо размножение, как воспроизведение себе подобных особей,- одна из главных характерных признаков живого мира.

Основные понятия: размножение, оплодотворение, зигота, зародыш, яйцеклетка, сперматозоид, половое размножение, опыление, перекрестное опыление, самоопыление, плод, неполовое размножение, вегетативное размножение, рождение.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), практический (ознакомление с способами размножения растений - устно).

Оборудование: учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.

Межпредметные связи: биология человека (9 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Размножение животных.

2. Неполовое размножение у животных.

3. Размножение растений.

4. Неполовое размножение у растений (или практическая работа №2 «Способы размножения животных; выполняется устно).

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАЧА

- Вопрос к ученикам

1. Откуда получают энергию растения? Откуда получают энергию животного?

Дополнительный вопрос: Что такое энергия?

2. В чем заключается связь растений с космосом? Дополнительный вопрос: Почему после больших физических нагрузок хочется есть?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА

- Что означает способность живых организмов к размножению? Еще одно из свойств живых организмов давать потомство, что повторяет строение, внешность и образ жизни родителей.)

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Размножение животных

- Слово учителя

Большинства животных свойственно половое размножения. В нем принимают участие две особи: самец и самка. Для размножения в них есть половые органы, в которых образуются мужские половые клетки - сперматозоиды и женские половые клетки - яйцеклетки.

Процесс слияния сперматозоида и яйцеклетки называют оплодотворением, а клетку, образовавшаяся в результате этого слияния,- зиготой. По мере деления зиготы сначала на две клетки, а затем каждой с двух - еще на две и так далее из зиготы формируется зародыш - будущий живой организм.

Зародыш может расти в теле матери и получать питательные вещества и кислород из ее организма. Так происходит во всех млекопитающих и человека. У насекомых, рыб, пресмыкающихся и птиц зародыш развивается в яйце.

- Вопрос к ученикам

- Как называют яйца рыб и лягушек? (Икрой.)

Яйцо содержит запас питательных веществ, которые зародыш использует для роста и развития.

- Как называют момент, когда животное покидает материнское тело или яйцо? (Рождением.)

2. Неполовое размножение у животных

Некоторые животные могут размножаться частями тела.

Если у морской звезды отхватить луч, то из него со временем вырастет новый целый организм. Одноклеточные живые организмы (например, амеба) не имеют половых органов, поэтому они размножаются делением клетки пополам.

3. Размножение растений

- Задания в рабочей тетради

- Беседа

- Какой орган у цветковых растений отвечает за размножение? (Цветок.)

В ней образуются одновременно и женские половые клетки (в маточці), и мужские половые клетки (в тычинках). Чтобы произошло оплодотворение, пыльца с тычинок должна попасть на пестик. Такое перенос пыльцы называют опылением.

- Что помогает опылению растений? (Ветер и насекомые-опылители - пчелы, осы, шмели, бабочки.)

- Как растения привлекают насекомых-опылителей? (Ярким цветом и душистым ароматом цветков.)

Из оплодотворенной яйцеклетки цветки развивается плод. Плод может содержать одно семя или много.

- Если сравнить яйцо птиц или рыб с плодом растений,- чем есть семена внутри плода? (Зародышем.)

- А мякоть плода? (Сытными веществами, которые используются для роста и развития зародыша..)

Кроме того, плод содержит питательные вещества, он еще и защищает семена, подобно тому, как скорлупа защищает яйцо.

 

 

- Задания в рабочей тетради

4. Неполовое размножение у растений (или практическая работа №2 «Способы размножения животных»; выполняется устно)

- Задания в рабочей тетради

Размножение растений частями их тела называют вегетативным. Особенно такой способ распространен в садоводстве (черенками и усами), растениеводстве (клубнями) и цветоводстве (корневищами и луковицами).

- Задания в рабочей тетради

Грибы, водоросли, мхи и папоротники размножаются спорами, которые созревают на взрослом растении без опыления.

- Задания в рабочей тетради

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

 

Критерий для сравнения

Животные

Растения

Виды размножения

Половое с оплодотворением; неполовое или частями тела

Половое с опылением; частями тела или вегетативное; неполовое или спорами

Где развивается зародыш

В организме матери, яйце, икре

В семени

Откуда получает питательные вещества зародыш

3 организма матери; из яйца, икры

Из семени

 

Размножение - это способность живых организмов вспомню* ть себе подобных. Различают половое и неполовое размножение у растений и животных.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к словарному диктанта (выучить значения всех слов, выделенных в тексте жирным учебника шрифтом).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Размножение

Корень умножай в слове «размножение» указывает на то, что этот процесс направлен на увеличение количества. Любой организм в природе рано или поздно погибает - от агрессии других организмов, от болезней или просто от старости. Любой группе живых существ для поддержания своей численности необходимо заботиться о приросте.

При размножении нестатевому продолжение рода происходит без затрат энергии и времени на поиски партнера противоположного пола. Но это преимущество связано с огромным недостатком - сходством организмов, которые рождаются, ведь в меняющихся условиях среды бесконечным особям-близнецам трудно выработать качества, которые бы обеспечивали устойчивое выживание.

Другое дело - половое размножение. В этом случае каждый потомок каждой пары сочетает в себе признаки обоих родителей, причем в разной степени. Поэтому каждый детеныш хотя бы немного отличается от папы с мамой и от своих братьев и сестер. Степень разнообразия новых поколений в много раз больше, а следовательно, и больший «запас прочности» вида, его способность противостоять неблагоприятным условиям среды.

Организмы, которые размножаются только нестатевим путем, в природе скорее всего является исключением из правил. При этом они имеют определенные особенности, которые позволяют им выжить. Например, амебы живут в воде, где условия более постоянны, чем на суше. А бактерии, для которых так же характерно неполовое размножение,- имеют огромную скорость размножения. И в этом есть мудрость природы.

У большинства видов представители мужского и женского пола существенно отличаются и по строению клеток, и за строением организма в целом. Это явление получило название полового диморфизма (от греч. di - дважды и morphe - форма). У растений женские пестичные цветки, а мужские - тычиночные. У животных самцы, как правило, отличаются своим видом от самок. Обычно самцы крупнее, но бывает и наоборот: у одного из видов круглых червив самец настолько мал по сравнению с самкой, живет в складках ее кожи и выбирается оттуда только для того, чтобы выполнить свои мужские обязанности. Особенно ярко половой диморфизм проявляется в период размножения. Например, у самцов куликов турухтанов, у которых окраска перьев однотонная, под время брачных игр вокруг шеи вырастает огромный воротник, который играет всеми цветами радуги. Именно с помощью него самец и привлекает подругу.

Внешние признаки пола у животных определяются особыми веществами - половыми гормонами. И самки, и самцы имеют не только мужские, но и женские половые гормоны. В разных статей они имеющиеся в разном соотношении: у самцов преобладают мужские гормоны, а в самок - женские. Но при разных отклонениях, например вызванных заболеваниями, этот баланс может нарушаться, и тогда организм способен проявлять некоторые признаки противоположного пола. Такие явления встречаются и у человека - избыток тех или иных гормонов объясняет, почему одни мужчины кажутся слишком женоподібними, а у женщин растут волосы на лице и т.д.

Огромную роль играет плодовитость организмов. В природе существует мудрая закономерность: чем меньше вероятность выживание отдельной особи, тем выше плодовитость вида. Чемпионами по размножению есть те грибы и растения, в которых споры и семена по разным причинам гибнут в огромных количествах. Чрезвычайно плодовитые рыбы, как правило, оставляют свою икру без надзора. Самка угря откладывает около 2 млн. икринок! А вот наименьшая плодовитость у млекопитающих: их детеныши начинают развиваться внутри материнского тела, а это обеспечивает самое высокое сохранение каждого плода.