ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА
УРОК 5
ТЕМА. ДЫХАНИЕ
РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМОВ
Цель урока: обучающая - ознакомить
учащихся с особенностями дыхания различных групп живых организмов (растений, млекопитающих,
птиц, рыб, насекомых), а также с особенностями самого дыхания как физиологического
процесса; развивающая - расширить кругозор учащихся информацией о том, что существуют
живые организмы, которые не нуждаются в кислороде (грибы дрожжи и анаэробные бактерии); воспитательная
- прививать ученикам мысль о том, что потребность в дыхании является одной из основных и
общих признаков живой природы.
Основные понятия: газообмен, устьица,
легкие, жабры, трахеи, дыхальца, диффузия, аэробные бактерии.
Методы урока: словесный (беседа),
наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение органов
дыхания различных групп живых организмов), создание проблемной ситуации.
Оборудование: учебник.
Тип урока: усвоение новых знаний и
умений.
Межпредметные связи:
природоведение (5 класс), биология (7 класс), химия (7 класс).
Структура урока
И. Проверка домашнего задания
II. Сообщение темы, цели и
задач урока
III. Актуализация опорных знаний
учащихся, их предшествующего опыта
IV. Изложение основного материала
1. Газообмен у растений.
2. Газообмен у млекопитающих, птиц и
пресмыкающихся.
3. Дыхание рыб.
4. Дыхание насекомых.
5. Особенности дыхания
одноклеточных организмов.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Ход урока
И. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Вопрос к ученикам
1. Что такое фотосинтез, где он
происходит?
Дополнительный вопрос: Чем питаются
плотоядные животные или хищники?
2. Назовите пять основных органов
питания животных. Дополнительный вопрос: Чем питаются всеядные животные?
3. Объясните, что такое пищевой
цепь.
Дополнительный вопрос: Какое значение
имеет питания для живых организмов?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И
ЗАДАЧ УРОКА
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО
ОПЫТА
Газ нужен живым
организмам для дыхания? (Кислород О2.)
- Слово учителя
Кислород поступает в живые организмы не
в чистом виде, а в составе смеси газов в составе воздуха. В живом
организме с помощью кислорода происходят химические превращения (химические
реакции) пищи, которую съели живые организмы.
Эти химические превращения можно
сравнить с горением, а саму еду - с дровами. Чтобы получить тепло и свет от
собранных дров (это съеденная организмом пища), их нужно поджечь (огонь - это
кислород, поступающий в организм во время дыхания).
- Какой газ образуется вследствие этих
химических превращений? (Углекислый газ СО2.)
Это означает, что между живыми
организмами и средой, в котором они живут (воздух или вода), существует обмен
газами, или газообмен,- кислород О2 поступает из среды, а с
организма углекислый газ С02. Дыхание - это сумма (совокупность)
физических и химических явлений, происходящих в клетках живых организмов при участии
кислорода О2.
- Задания в рабочей тетради
IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
1. Газообмен у растений
- Беседа
У растений нет специальных органов
дыхание. Кислород поступает в растения через стебли, корни и листья.
- Через какой орган кислорода
поступает больше всего? (Через листья, а точнее, через устьица - своеобразные
«форточки» в листовой пластинке. Во время дождя устьица закрываются.)
- Какие процессы происходят в два
листовых пластинках днем? (И дыхание (обмен кислорода на углекислый газ), и
фотосинтез - его побочным результатом является кислород.)
- Какой процесс происходит в
листовых пластинках ночью? (Только дыхание.)
- Почему в теплицах воздух искусственно
насыщают углекислым газом, а сами растения подсвечивают лампами дневного света?
(Чтобы активизировать процесс фотосинтеза (два условия для него - наличие
углекислого газа и света), а следовательно, - рост растений.)
- Задания в рабочей тетради
2. Газообмен в
млекопитающих, птиц и пресмыкающихся
- Как называется орган дыхания у
млекопитающих, птиц и пресмыкающихся? (Легкие.)
- Как называется момент
наполнение легких воздухом? Мы делаем... (Вдох.)
От легких кровь разносит кислород по
всему телу. Она кроме того забирает у клеток ненужный им углекислый газ и
несет его обратно в легкие. Поэтому тонкие кровеносные сосуды подходят к каждой
клетки животного.
- Как называется момент выхода
углекислого газа из легких? Мы делаем... (Выдох.)
3. Дыхание рыб
Рыбы потребляют кислород из воздуха,
растворенного в воде. В воде кислорода гораздо меньше, чем в воздухе.
- Как называется специальный
орган дыхания у рыб? (Жабры.)
Рыбы постоянно в одном направлении
прогоняют воду через рот в жабры и оттуда снова в воду. На воздухе жабры
слипаются и прекращают свою работу. Поэтому рыбы умирают, попав из воды на
сушу.
4. Дыхание
насекомых
- Как называются специальные
органы дыхания у насекомых? (Трахеи.)
- Как называются отверстия в
брюшке насекомого, откуда воздух поступает в трахеи? (Дыхальца.)
- Задания в рабочей тетради
5. Особенности
дыхание одноклеточных организмов
Одноклеточные организмы получают
кислород из воздуха, растворенного в воде, или из воздуха с помощью такого
процесса, как диффузия.
- Вспомним курс естествознания
5-го класса. Что называют диффузией? (Диффузия - это перенос молекул одной
вещества и их равномерное распределение между молекулами другого вещества за счет
движения молекул.)
Это означает, что на границе оболочки
клетки и окружающей среды (воды или воздуха) происходит диффузия
молекул кислорода в цитоплазму клетки живого организма.
V. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА
- Как называют превращение кислорода
на углекислый газ в живых организмах? (Дыханием.)
- Чем отличается дыхание растений
от дыхания животных? (У растений нет специальных органов дыхания.)
- Создание проблемной ситуации
- Существуют живые организмы, которые
не требуют кислорода? (Грибы дрожжи и аэробные бактерии не имеют потребности в
кислороде.)
VI. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАЧА
- Задания в рабочей тетради
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Бактерии
Бактерии (от греч. bakterion - палочка) могут жить в
самых суровых условиях, которых не выдерживают другие организмы. Они могут находиться
в высоких слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров, в кипящих
вулканических источниках, в толще антарктических льдов. Вместе с грибами бактерии разрушают
мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют
состав атмосферы и помогают сохранить плодородие почвы.
Клетка, из которой состоит тело
большинства бактерий, не содержит ядра, поэтому бактерии называют прокаріотами (дословно
«доядерними»), в отличие от эукариот - растений, животных и грибов, чьи клетки
содержат ядро. Можно сказать, что бактериальная клетка - это обычный мешочек,
заполненный различными веществами. Иногда вокруг клетки образуется еще один
внешний чехол из слизи (так называемая капсула), что может служить дополнительным
защитой для бактериальной клетки - например, от высыхания.
Существует немало подвижных бактерий.
Некоторые из них даже умеют, словно гусеницы, медленно ползать по твердой поверхности
. В жидкой среде клетки бактерии обычно плавают с помощью длинных
тонких выростов - жгутиков. Большинство бактерий имеют не один, а много
жгутиков.
Бактерии цилиндрической формы
называют палочками, а шарообразной - кокками (от греч. kokkos - зерно). Все бактерии размножаются простым делением,
то есть клетка, достигнув определенного размера, распадается на две. Однако после разделения
бактерии могут оставаться в общей «связке», образуя цепочку палочек или
коков - так называемые стрептококки. Иногда палочки изгибаются в виде запятой - бактерии
такого вида называют вибрионами, или закручиваются в спираль - это спірили.
Некоторые бактерии, например так называемые
зеленые и пурпурные, имеют, как и растения, способность к фотосинтезу. В клетках
этих бактерий содержится особое вещество, которое поглощает свет,-
бактериохлорофилл. По своему строению она очень похожа на зеленый пигмент растений -
хлорофилл. Однако, в отличие от растений, зеленые и пурпурные бактерии не
выделяют кислород. Зато некоторые из них вместо кислорода выделяют серу, получая ее
из ядовитого для человека сероводорода. Такие бактерии живут в неглубоких озерах или
морях: сверху до них проникает свет, а с илистого дна поднимаются сероводород
и другие газы, образующиеся при гниении осевших на почву мертвых организмов.
Дрожжи
Без дрожжей можно испечь привычный
для нас хлеб, приготовить вино, пиво и квас. Дрожжи обладают способностью
превращать сахар в спирт и углекислый газ. А само название «дрожжи» происходит
от старославянского слова «дрождія» - осадок, отстой (в пивоварении или
виноделии). Человек начал использовать дрожжи еще тогда, когда даже не
подозревала об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был
известный в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. Там же возник образ
приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста.
Лишь в 1680 году нидерландский
натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю пива, что
бродило, впервые увидел клетки дрожжей. И только в 70-х годах XIX в. известный
французский микробиолог Луи Пастер доказал, что именно дрожжи вызывают брожение.
Что же такое дрожжи? Это грибы, что не
образуют грибницы. Они растут в виде массы отдельных клеток. Такие
одноклеточные формы известны среди всех классов грибов. Некоторые из них, например
пекарские дрожжи, в виде отдельных клеток существуют всю жизнь. Если же гриб
наряду с отдельными клетками и образует разветвленную грибницу, то его называют
дріжджоподібним.
«Диких» видов дрожжей известно несколько
сотен, причем многие из них не вызывают брожение. Но почти все дрожжи -
настоящие сладкоежки. Фрукты и ягоды, цветочный нектар и березовый сок, сочные
части растений - излюбленные места их проживания. Часто поселяются дрожжи
внутри различных беспозвоночных животных. А вот в почве или в древесине, что
раскладывается, их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие
серьезные заболевания.
Живые существа, которые существуют только в
бескислородной среде, получили название аэробные. Этим организмам хватает
энергии, которая образуется в результате брожения и расщепления глюкозы -
процессов, не требующих участия кислорода.