Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Естествознание - разработки уроков уроков

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 5

ТЕМА. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗМОВ

 

Цель урока: обучающая - ознакомить учащихся с особенностями дыхания различных групп живых организмов (растений, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых), а также с особенностями самого дыхания как физиологического процесса; развивающая - расширить кругозор учащихся информацией о том, что существуют живые организмы, которые не нуждаются в кислороде (грибы дрожжи и анаэробные бактерии); воспитательная - прививать ученикам мысль о том, что потребность в дыхании является одной из основных и общих признаков живой природы.

Основные понятия: газообмен, устьица, легкие, жабры, трахеи, дыхальца, диффузия, аэробные бактерии.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение органов дыхания различных групп живых организмов), создание проблемной ситуации.

Оборудование: учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.

Межпредметные связи: природоведение (5 класс), биология (7 класс), химия (7 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Газообмен у растений.

2. Газообмен у млекопитающих, птиц и пресмыкающихся.

3. Дыхание рыб.

4. Дыхание насекомых.

5. Особенности дыхания одноклеточных организмов.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

И. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Вопрос к ученикам

1. Что такое фотосинтез, где он происходит?

Дополнительный вопрос: Чем питаются плотоядные животные или хищники?

2. Назовите пять основных органов питания животных. Дополнительный вопрос: Чем питаются всеядные животные?

3. Объясните, что такое пищевой цепь.

Дополнительный вопрос: Какое значение имеет питания для живых организмов?

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Газ нужен живым организмам для дыхания? (Кислород О2.)

- Слово учителя

Кислород поступает в живые организмы не в чистом виде, а в составе смеси газов в составе воздуха. В живом организме с помощью кислорода происходят химические превращения (химические реакции) пищи, которую съели живые организмы.

Эти химические превращения можно сравнить с горением, а саму еду - с дровами. Чтобы получить тепло и свет от собранных дров (это съеденная организмом пища), их нужно поджечь (огонь - это кислород, поступающий в организм во время дыхания).

- Какой газ образуется вследствие этих химических превращений? (Углекислый газ СО2.)

Это означает, что между живыми организмами и средой, в котором они живут (воздух или вода), существует обмен газами, или газообмен,- кислород О2 поступает из среды, а с организма углекислый газ С02. Дыхание - это сумма (совокупность) физических и химических явлений, происходящих в клетках живых организмов при участии кислорода О2.

- Задания в рабочей тетради

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Газообмен у растений

- Беседа

У растений нет специальных органов дыхание. Кислород поступает в растения через стебли, корни и листья.

- Через какой орган кислорода поступает больше всего? (Через листья, а точнее, через устьица - своеобразные «форточки» в листовой пластинке. Во время дождя устьица закрываются.)

- Какие процессы происходят в два листовых пластинках днем? (И дыхание (обмен кислорода на углекислый газ), и фотосинтез - его побочным результатом является кислород.)

- Какой процесс происходит в листовых пластинках ночью? (Только дыхание.)

- Почему в теплицах воздух искусственно насыщают углекислым газом, а сами растения подсвечивают лампами дневного света? (Чтобы активизировать процесс фотосинтеза (два условия для него - наличие углекислого газа и света), а следовательно, - рост растений.)

- Задания в рабочей тетради

2. Газообмен в млекопитающих, птиц и пресмыкающихся

- Как называется орган дыхания у млекопитающих, птиц и пресмыкающихся? (Легкие.)

- Как называется момент наполнение легких воздухом? Мы делаем... (Вдох.)

От легких кровь разносит кислород по всему телу. Она кроме того забирает у клеток ненужный им углекислый газ и несет его обратно в легкие. Поэтому тонкие кровеносные сосуды подходят к каждой клетки животного.

- Как называется момент выхода углекислого газа из легких? Мы делаем... (Выдох.)

3. Дыхание рыб

Рыбы потребляют кислород из воздуха, растворенного в воде. В воде кислорода гораздо меньше, чем в воздухе.

- Как называется специальный орган дыхания у рыб? (Жабры.)

Рыбы постоянно в одном направлении прогоняют воду через рот в жабры и оттуда снова в воду. На воздухе жабры слипаются и прекращают свою работу. Поэтому рыбы умирают, попав из воды на сушу.

4. Дыхание насекомых

- Как называются специальные органы дыхания у насекомых? (Трахеи.)

- Как называются отверстия в брюшке насекомого, откуда воздух поступает в трахеи? (Дыхальца.)

- Задания в рабочей тетради

5. Особенности дыхание одноклеточных организмов

Одноклеточные организмы получают кислород из воздуха, растворенного в воде, или из воздуха с помощью такого процесса, как диффузия.

- Вспомним курс естествознания 5-го класса. Что называют диффузией? (Диффузия - это перенос молекул одной вещества и их равномерное распределение между молекулами другого вещества за счет движения молекул.)

Это означает, что на границе оболочки клетки и окружающей среды (воды или воздуха) происходит диффузия молекул кислорода в цитоплазму клетки живого организма.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Как называют превращение кислорода на углекислый газ в живых организмах? (Дыханием.)

- Чем отличается дыхание растений от дыхания животных? (У растений нет специальных органов дыхания.)

- Создание проблемной ситуации

- Существуют живые организмы, которые не требуют кислорода? (Грибы дрожжи и аэробные бактерии не имеют потребности в кислороде.)

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАЧА

- Задания в рабочей тетради

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Бактерии

Бактерии (от греч. bakterion - палочка) могут жить в самых суровых условиях, которых не выдерживают другие организмы. Они могут находиться в высоких слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров, в кипящих вулканических источниках, в толще антарктических льдов. Вместе с грибами бактерии разрушают мертвую органическую материю и превращают ее в углекислый газ и воду, регулируют состав атмосферы и помогают сохранить плодородие почвы.

Клетка, из которой состоит тело большинства бактерий, не содержит ядра, поэтому бактерии называют прокаріотами (дословно «доядерними»), в отличие от эукариот - растений, животных и грибов, чьи клетки содержат ядро. Можно сказать, что бактериальная клетка - это обычный мешочек, заполненный различными веществами. Иногда вокруг клетки образуется еще один внешний чехол из слизи (так называемая капсула), что может служить дополнительным защитой для бактериальной клетки - например, от высыхания.

Существует немало подвижных бактерий. Некоторые из них даже умеют, словно гусеницы, медленно ползать по твердой поверхности . В жидкой среде клетки бактерии обычно плавают с помощью длинных тонких выростов - жгутиков. Большинство бактерий имеют не один, а много жгутиков.

Бактерии цилиндрической формы называют палочками, а шарообразной - кокками (от греч. kokkos - зерно). Все бактерии размножаются простым делением, то есть клетка, достигнув определенного размера, распадается на две. Однако после разделения бактерии могут оставаться в общей «связке», образуя цепочку палочек или коков - так называемые стрептококки. Иногда палочки изгибаются в виде запятой - бактерии такого вида называют вибрионами, или закручиваются в спираль - это спірили.

Некоторые бактерии, например так называемые зеленые и пурпурные, имеют, как и растения, способность к фотосинтезу. В клетках этих бактерий содержится особое вещество, которое поглощает свет,- бактериохлорофилл. По своему строению она очень похожа на зеленый пигмент растений - хлорофилл. Однако, в отличие от растений, зеленые и пурпурные бактерии не выделяют кислород. Зато некоторые из них вместо кислорода выделяют серу, получая ее из ядовитого для человека сероводорода. Такие бактерии живут в неглубоких озерах или морях: сверху до них проникает свет, а с илистого дна поднимаются сероводород и другие газы, образующиеся при гниении осевших на почву мертвых организмов.

Дрожжи

Без дрожжей можно испечь привычный для нас хлеб, приготовить вино, пиво и квас. Дрожжи обладают способностью превращать сахар в спирт и углекислый газ. А само название «дрожжи» происходит от старославянского слова «дрождія» - осадок, отстой (в пивоварении или виноделии). Человек начал использовать дрожжи еще тогда, когда даже не подозревала об их существовании. Например, напиток, похожий на современное пиво, был известный в Древнем Египте во II тысячелетии до н. э. Там же возник образ приготовления хлеба из кислого дрожжевого теста.

Лишь в 1680 году нидерландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю пива, что бродило, впервые увидел клетки дрожжей. И только в 70-х годах XIX в. известный французский микробиолог Луи Пастер доказал, что именно дрожжи вызывают брожение.

Что же такое дрожжи? Это грибы, что не образуют грибницы. Они растут в виде массы отдельных клеток. Такие одноклеточные формы известны среди всех классов грибов. Некоторые из них, например пекарские дрожжи, в виде отдельных клеток существуют всю жизнь. Если же гриб наряду с отдельными клетками и образует разветвленную грибницу, то его называют дріжджоподібним.

«Диких» видов дрожжей известно несколько сотен, причем многие из них не вызывают брожение. Но почти все дрожжи - настоящие сладкоежки. Фрукты и ягоды, цветочный нектар и березовый сок, сочные части растений - излюбленные места их проживания. Часто поселяются дрожжи внутри различных беспозвоночных животных. А вот в почве или в древесине, что раскладывается, их мало. Есть среди дрожжей и опасные для человека виды, вызывающие серьезные заболевания.

Живые существа, которые существуют только в бескислородной среде, получили название аэробные. Этим организмам хватает энергии, которая образуется в результате брожения и расщепления глюкозы - процессов, не требующих участия кислорода.