Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Урок 5. Ценностные измерения человеческой жизни. смерть и бессмертие

 

Цель: сформировать представление учащихся о ценности и их роль в жизни человека; ознакомить учащихся с основными аспектами проблемы смерти и бессмертия как финальных ценностей человека; развивать умение учащихся определять содержание понятий и их важнейших признаков, устанавливать связи между различными понятиями; направлять учеников к размышлению над проблемами смерти и бессмертия.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии.

Эпиграф к уроку:

• Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни. (Бенедикт Спиноза)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом урока

• О чем говорится в словах Спинозы?

Учитель объявляет тему, содержание, обращает внимание на основные проблемы.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами

1. В чем, по вашему мнению, заключается сущность человека?

2. Какой смысл вы вкладываете в слово «ценность»?

Учитель дает возможность зачитать несколько вариантов сочинений-размышлений на тему «Я», написанных дома.

 

IV. Изучение нового материала

Ценностные измерения человеческой жизни

Беседа за вопросами

1. Можно утверждать, что, кроме ценности человека, существует также ее стоимость?

2. Существуют ли сегодня стоимостные характеристики человека?

Подытоживая краткий обмен мнениями по этой проблеме, учитель обращает внимание на следующее:

• во времена классического рабства человека рассматривали как «живое орудие», цена которого составляла около 30 монет;

• со времен возникновения первых государств известный феномен проституции;

• в условиях рыночной экономики люди обмениваются на эквивалентной основе плодами своей деятельности;

• в последнее время возникло немало проблем, связанных с продажей органов для трансплантации.

- Как это можно оценить?

 

Жизнь и смерть как финальные ценности человека

Рассказ учителя с элементами беседы

- Самый большой дар, который человек получил от Бога, - это возможность жизни.

Но человек - единственное живое существо, которое осознает свою смертность и делает ее предметом размышлений. Считают, что именно культ умерших предков основал языческие верования, а впоследствии и религию. В античной философии впервые была осуществлена попытка примирить индивидуальное сознание с неотвратимостью собственной смерти.

 

«Теория» Сократа - Платона

Учение атомистов-стоиков

Эпикур

Смерть понималась как отделения нетленной, вечной души от смертного тела

Смерть - естественное и закономерное явление, которого не следует бояться, потому что его невозможно почувствовать; нужно бояться не смерти, а недостойного жизни: «кто научился смерти, тот не будет рабом»

Душа со смертью человека распадается на атомы и человеку безразлично, потому что она ничего не чувствует

 

В христианском подходе смерть - это переход от одной жизни к другой. Свою веру в воскресение христиане признают в символе веры: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

В XIV в. на Европу нагрянули мор, войны, чума, которые привели к тому, что тема смерти вплоть до XVI в. заслонила собой все. Начиная с эпохи Возрождения смысловой центр в мировоззрении европейского человека все больше перемещается из мыслей о смерти на мысли о жизни, с потустороннего на

этот мир. Проблема смерти вновь возвращается в мировоззрение европейского человека уже в XX в. вследствие осознания общей трагичности, неустойчивости человеческого бытия, неизвестными ранее ужасами умирания. С другой стороны, усиление внимания к проблеме смерти обусловлен достижениями в области геронтологии, реаниматологии, биологии, генетики и других специальных знаний, которые выявляют новые аспекты науки.

Долгое время считалось, что смерть - это остановка трех пульсаций жизни: работы сердца, дыхания, кровообращения. В 70-х годах XX в. среди медиков получило признание определение смерти как прекращения деятельности мозга. Развитие реаниматологии, дальнейшее изучение процесса умирания выявило, что нет четкой границы между жизнью и смертью. Смерть - естественное продолжение жизни.

Беседа за вопросами

1. Как вы относитесь к проблеме смертной казни?

2. Что такое эвтаназия? Имеет ли, по вашему мнению, человек право на эвтаназию?

3. Имеет ли право человек решать вопрос о собственной смерти или о смерти другого?

 

Возможна ли жизнь после смерти?

Учитель. История человечества помнит множество вариантов решения проблемы смерти и бессмертия, которые сводятся преимущественно в двух противоположных точек зрения.

1. Жизнь - это однократное бытие человека, оно подобно искры, вспыхивает; после смерти человек со своей индивидуальностью и сознанием перестает существовать абсолютно и навсегда.

2. После смерти тела, душа, разум или «Я» отделяется от мертвой физической оболочки и переходит в другую форму существования или переселяется в новое тело; во всяком случае ее бытие вечное.

Благодаря исследованиям западных ученых-медиков, в том числе труды Е. Кублера-Росса «О смерти и умирании» (1969), книги врача-реаниматолога Г. Моуди «жизнь после Жизни» (1976), в конце ХХ в. произошел коренной переворот во взгляде на проблему «возможности жизни после смерти».

Проблема, которая рассматривается, никого не оставляет равнодушным, потому что утверждение «Оттуда (то есть из могилы) никто не возвращался» на нынешнем этапе развития науки подвергается сомнению. В земной жизни, в его страданиях и проблемах есть Высший смысл, который чему-то нас учит, испытывает и закаляет нас для самих себя в Жизни Вечной. И это будущее существование зависит от нас самих.

 

V. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Каким представляется состояние человеческой души после смерти в разных мировоззренческих системах?

2. В чем заключается ценность человеческой жизни?

3. Что такое бессмертие?

 

VI. Підсумок урока

Заключительное слово учителя

- Знание о смерти, размышления о ней необходимы для жизни. Жизнь и смерть неразрывно взаимосвязаны. Смерть - это испытание какого-либо смысла, перед ней человек должен понять, зачем он живет, действительно ее существования является жизнью. Только помня о неразрывности жизни и смерти, можно прожить жизнь и встретить смерть осмысленно, достойно.

 

VII. Домашнее задание

Подумайте над вопросом «Как вы понимаете слова философов-стоиков “Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить”?»