|
В христианском подходе смерть - это переход от одной жизни к другой. Свою веру в воскресение христиане признают в символе веры: «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века». В XIV в. на Европу нагрянули мор, войны, чума, которые привели к тому, что тема смерти вплоть до XVI в. заслонила собой все. Начиная с эпохи Возрождения смысловой центр в мировоззрении европейского человека все больше перемещается из мыслей о смерти на мысли о жизни, с потустороннего на этот мир. Проблема смерти вновь возвращается в мировоззрение европейского человека уже в XX в. вследствие осознания общей трагичности, неустойчивости человеческого бытия, неизвестными ранее ужасами умирания. С другой стороны, усиление внимания к проблеме смерти обусловлен достижениями в области геронтологии, реаниматологии, биологии, генетики и других специальных знаний, которые выявляют новые аспекты науки. Долгое время считалось, что смерть - это остановка трех пульсаций жизни: работы сердца, дыхания, кровообращения. В 70-х годах XX в. среди медиков получило признание определение смерти как прекращения деятельности мозга. Развитие реаниматологии, дальнейшее изучение процесса умирания выявило, что нет четкой границы между жизнью и смертью. Смерть - естественное продолжение жизни. Беседа за вопросами 1. Как вы относитесь к проблеме смертной казни? 2. Что такое эвтаназия? Имеет ли, по вашему мнению, человек право на эвтаназию? 3. Имеет ли право человек решать вопрос о собственной смерти или о смерти другого?
Возможна ли жизнь после смерти? Учитель. История человечества помнит множество вариантов решения проблемы смерти и бессмертия, которые сводятся преимущественно в двух противоположных точек зрения. 1. Жизнь - это однократное бытие человека, оно подобно искры, вспыхивает; после смерти человек со своей индивидуальностью и сознанием перестает существовать абсолютно и навсегда. 2. После смерти тела, душа, разум или «Я» отделяется от мертвой физической оболочки и переходит в другую форму существования или переселяется в новое тело; во всяком случае ее бытие вечное. Благодаря исследованиям западных ученых-медиков, в том числе труды Е. Кублера-Росса «О смерти и умирании» (1969), книги врача-реаниматолога Г. Моуди «жизнь после Жизни» (1976), в конце ХХ в. произошел коренной переворот во взгляде на проблему «возможности жизни после смерти». Проблема, которая рассматривается, никого не оставляет равнодушным, потому что утверждение «Оттуда (то есть из могилы) никто не возвращался» на нынешнем этапе развития науки подвергается сомнению. В земной жизни, в его страданиях и проблемах есть Высший смысл, который чему-то нас учит, испытывает и закаляет нас для самих себя в Жизни Вечной. И это будущее существование зависит от нас самих. V. Закрепление изученного материала Беседа за вопросами 1. Каким представляется состояние человеческой души после смерти в разных мировоззренческих системах? 2. В чем заключается ценность человеческой жизни? 3. Что такое бессмертие? VI. Підсумок урока Заключительное слово учителя - Знание о смерти, размышления о ней необходимы для жизни. Жизнь и смерть неразрывно взаимосвязаны. Смерть - это испытание какого-либо смысла, перед ней человек должен понять, зачем он живет, действительно ее существования является жизнью. Только помня о неразрывности жизни и смерти, можно прожить жизнь и встретить смерть осмысленно, достойно. VII. Домашнее задание Подумайте над вопросом «Как вы понимаете слова философов-стоиков “Размышляй о смерти, если хочешь научиться жить”?»
|
|