Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Урок 4. Сущность человека и смысл человеческой жизни

 

Цель: выяснить сущность человека в разных измерениях; раскрыть понятие о смысле человеческой жизни; развивать умение самостоятельно мыслить; воспитывать активную жизненную позицию.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы.

Эпиграф к уроку:

• Жизнь должна иметь смысл, чтобы быть благом и ценностью. (М. Бердяев)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель предлагает ответить на вопросы:

• Как вы понимаете слова Бердяева?

На основе ответов учащихся формулируется тема и цель урока.

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа за вопросами

1. Какое влияние имеет наследственность на развитие человека?

2. В чем проявляется социальная сущность человека?

3. Что такое социализация? Каким образом она происходит?

4. В чем заключается духовность человека?

 

IV. Изучение нового материала

Сущность человека

Рассказ учителя базируется на материале таблицы «Сущность человека в различных теориях».

Сущность человека - самое важное и содержательное в человеке, то, благодаря чему человек остается собой в различных обставинах. наиболее распространенными представлениями о сущности человека является религиозное, натуралистичное, идеалистическое и социологический.

 

Ссутність человека в различных теориях

Религиозная теория

Натуралистическая теория

Соціоцентризм

Идеалистическая теория

Человек является противоречивым единством духа (души) и природы (тела), качественно противоположные друг другу как возвышенное и низкое

Человек считается только природным существом, она ничем особенным не отличается от животных. Сущность человека в неизменных биологических или психологических свойствах

Человек является результатом культурных условий, при которых она формируется, и если надо проникнуть в ее тайну, то следует изучить те или иные структуры культуры

Главное у человека - человеческое сознание, разум, и именно этим свойством человек отличается от остальных живых существ (Р Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую»)

 

Беседа за вопросами

1. Какую теорию вы считаете наиболее обоснованной?

2. Или можно ограничиваться односторонним пониманием сущности человека?

 

Смысл жизни

Учитель. Во все времена люди задумывались над смыслом своей жизни. Но смысл жизни зависит от каждого человека. Расхождение взглядов порождала мысли о том, есть ли вообще смысл жизни, а если есть, то, возможно, у каждого человека он свой, не похожий на других?

Поскольку человеческая жизнь неразрывно связано с существованием всего общества, немало мыслителей считали, что:

 

 

Смысл жизни тесно связан с главной целью жизни человека. Главная конечная цель жизни - это устойчивая, существенная цель, выражающая коренные интересы личности, относительно которой все другие промежуточные жизненные цели служат средством. Цель жизни выступает ведущим ориентиром жизненной деятельности, связывая последнюю с идеалом личности. И именно в этом своем качестве цель жизни близка к понятию «смысл жизни», но не тождественна ему. Определение цели жизни - один из способов осознания его смысла. Слияние идеала и цели придают жизни человека смысл.

 

 

Цель и смысл жизни связаны с жизненной позицией и образом жизни (стоит запомнить основное правило мудрой жизни: «Не желай и не жди от жизни невозможного», то есть слишком много).

Жизненная позиция выражается в практических действиях, оценках, стремлениях и т.д. Человек, который имеет четкую жизненную позицию, всегда является последовательной и целеустремленной, при любых жизненных обстоятельствах остается сама собой. Главной характеристикой жизненной позиции человека является уровень ее активности.

Важное значение имеет направленность жизненной позиции человека на достижение лишь личного благосостояния или на стремление добра для других людей. Она может быть оптимистичной или пессимистичной.

Наиболее полно жизненная позиция человека реализуется в ее образе жизни, в том, ради чего (или для чего) человек живет и как он живет: действует, имеет отношения с другими людьми, с обществом в целом и т.д.

Дополнительная информация

В истории философии существовало множество концепций, которые пытались дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.

Теологическая концепция - у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека - в ее бытии для осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, В. Соловьев и др.).

Социоцентрическая концепция - смысл жизни человека - в идее служения людям, обществу, этическим идеалам (К. Маркс, В. И. Ленин и др.).

Антропологическая концепция - смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, ср. эвдемонизм, утилитаризм).

Нігілістична концепция заключается в отрицании любого смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж. П. Сартр).

 

V. Закрепление изученного материала

Беседа за вопросами

1. Что такое сущность человека?

2. Как философы-натуралисты определяют сущность человека?

3. Что такое смысл жизни?

4. В чем заключается философско-религиозное понимание смысла жизни?

 

VI. Підсумок урока

Учитель. Сущность человека как объекта философского анализа не является чем-то постоянным, установленным раз и навсегда. На каждом этапе развития человеческой истории она приобретает новые формы и степени глубины. Человек есть живое существо, но ей присущ особый тип телесной организации, в частности прямохождение. Это - естественная сущность. Человек есть там, где есть ее деятельность, а человеческая деятельность осуществляется в системе общественных отношений, т.е. речь идет об общности человека. К тому же человек является существом духовным, ей присуща душа. Смысл жизни можно определить как устойчивую, доминирующую направленность нравственного сознания, что непосредственно проявляется в социальной деятельности личности и имеет социальную ценность. Смысл жизни предопределяет ведущие ценностные ориентации и стратегические цели как предельные основы выбора образа жизни. В свою очередь, смысл жизни связан с пониманием цели жизни как мнимого или ожидаемого результата нашей деятельности и с выбором жизненного пути.

 

VII. Домашнее задание

Напишите эссе на тему «В чем смысл человеческой жизни» или сочинение-размышление на тему «Я».