Уроки человек и мир
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЧЕЛОВЕК И МИР. 11 класс.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Раздел И. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

 

Урок 6. Понятие творчества, свободы, ответственности. Полнота жизни и счастье

 

Цель: ознакомить учащихся с основными понятиями темы; развивать умение определять содержание понятий и их важнейших признаков, формировать аналитические компетенции учащихся; направлять их к размышлению над проблемой счастья, воспитывать понимание соотношения свободы и ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с опорой на структурно-логические схемы. Эпиграфы:

• Свобода означает ответственность. Вот почему многие испытывают страх перед ней. (Б. Шоу)

• Ведите себя так, будто вы уже счастливы, тогда вы действительно почувствуете себя счастливыми. (Дейл Карнеги)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с эпиграфом урока

• О чем идет речь в высказываниях Б. Шоу и Д. Карнеги?

Учитель объявляет тему, содержание, обращает внимание на основные проблемы.

 

III. Изучение нового материала

Понятие творчества

Метод «Мозговой штурм»

• Какие ассоциации вызывает у вас слово «творчество»?

Ученики приводят свои примеры понятия «творчество»

Учитель приводит несколько определений понятия.

Творчество - это целенаправленная деятельность, следствием которой оказывается открытие (создание, изобретение) чего-то нового, ранее неизвестного.

Творчество - это сознательная, продуктивная деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей, которые имеют общественно-историческую значимость.

Дальнейший рассказ учителя базируется по схеме.

 

 

Понятие свободы и ответственности

Рассказ учителя по опорной схеме

- Существует человеческое предназначение? Определена ли судьба человека от начала и до конца, а может, человек свободен в своих намерениях и является творцом и хозяином своей жизни? Над этим вопросом человечество задумывается уже не одну тысячу лет.

Разные взгляды относительно этой проблемы можно представить в виде схемы.

 

 

Однако большинство людей убеждены, что они свободны в своих поступках и действиях. Что же такое свобода?

«Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы такое различное впечатление на умы, как слово «свобода». Одни называют свободой легкую возможность лишать власти того, кого они считают тиранами; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие; четвертые видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время проклинал свободу за обычай носить длинную бороду. Наконец, каждый именовал свободой то правление, которое наиболее отвечало его обычаям или склонностям».

Вопрос

• О чем говорится в приведенном высказывания Монтескье?

Учитель. Тот же Монтескье считал, что политическая свобода состоит в том, чтобы иметь возможность «делать то, что должен хотеть, и не быть змушуваним делать то, чего не должен хотеть». Таким образом, он связывал политическую свободу с моральными требованиями.

Но, кроме политики, свободу можно рассматривать относительно всех сфер жизни общества - экономической свободы, религиозной, интеллектуальной и др. на всех его уровнях - свобода личности, наций, государств, общества.

Если обратиться к уровню лица, то проблема свободы определяется вопросом: имеет ли человек свободу воли, или: обусловленные его намерения и поступки внешними обстоятельствами?

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Нельзя быть по-настоящему свободным без других или за их счет. То есть чтобы стать абсолютно свободным, человеку пришлось бы освободиться от отношений с другими, а значит, и от самой себя.

Чем же определяются границы свободы?

Первая связка понятий - свобода и необходимость. По сути, речь идет о закономерности природного и социального бытия человека, которыми она не имеет права пренебрегать. Относительно источника этой упорядоченности, а следовательно, стратегии поведения лица, то здесь целесообразно остановиться на двух основных позициях. Сторонники первой исходят из акта Божественного творения всего сущего. Другая позиция основана на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным означает познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.

Игнорировать необходимость, обстоятельства, которые сложились, обычно можно. Однако существуют ограничения, с которыми большинство людей ведут упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняют человека в четко определенный центр социальной сетки; тиранические государства, где воли одного подчиняется жизнь большинства и др. (Можно предложить вспомнить факты борьбы народов за свою свободу из курса истории Украины и всемирной истории.)

Таким образом, мы переходим в новую понятийную плоскость: свобода - ответственность. Начать обсуждение проблемы можно с сюжета рассказа-притчи «Шестеро и седьмой» из романа Ч. Айтматова «Плаха».

Речь идет об одном из эпизодов Гражданской войны. Чекист Сандро проникает в отряд контрреволюционеров, чтобы уничтожить отряд и его главаря. Чекисту удалось завоевать полное доверие членов отряда. В благоприятный момент герой выполнил приказ, убил всех шестерых, а потом застрелился сам.

Учитель предлагает ученикам подумать над тем, как с помощью категорий «необходимость», «свобода», «выбор», «долг» можно трактовать содержание притчи, особенно ее финал.

Ученики приходят к выводу: без моральных ограничений настоящей свободы не существует.

 

Счастье как высокий уровень наполненности жизни

Рассказ учителя с элементами беседы

Счастье - это высшее проявление реализации смысла жизни личности. Без осознания смысла человеческого бытия невозможно понять, каким образом человек может быть счастливым. Как же на протяжении истории человечества определялась проблема счастья?

Рассказ учителя базируется на таблице.

 

Видение счастья в различных концепциях

Античные философы

Истинное счастье - это забота о своей душе, ориентация на разум, истину и доброжелательность, стремление всегда оставаться человеком, сохранять свою внутреннюю достоинство

Религиозное видение

Земная жизнь кратковременное и задачи у него другие: подготовка себе места в раю, в другом, потустороннем мире, где всех ждет счастье

Кант

Счастье - это моральное счастье, оно дается человеку за морально достойную жизнь

Маркс, Энгельс

Счастье - это борьба

Философское видение

Счастье нелегкое, тяжелое; можно быть счастливым при любых условиях жизни; тот, кто стремится к счастью, должен избегать внешних благ, ограничивать свои потребности, избегать удовольствий

 

Задачи познавательного характера

1. Считается, что человек проживет достойно, если построит дом, воспитает сына, выкопает колодец и посадит дерево. Как вы считаете почему? Или каждый человек способен это сделать? Можно ли считать жизнь тех, кто этого не сделал, бессмысленным?

2. Французский философ XVIII в. Клод Гельвеций считал, что причин несчастья людей бывает две: во-первых, за то, что они не знают, как мало им нужно для счастья, и, во-вторых, за то, что они не умеют ограничивать своих желаний. Сформулируйте правила, которыми следует руководствоваться в своей жизни, чтобы быть действительно счастливым.

 

Диаграмма «Счастье»

 

 

IV. Закрепление изученного материала

Работа над текстом

«Меня не интересует, свободен ли человек вообще, я могу почувствовать только свою собственную свободу. Чтобы знать, свободен ли человек, достаточно знать, есть ли у нее хозяин. Эту проблему делает абсурдным то, что одно и то же понятие ставит проблему свободы и одновременно лишает ее всякого смысла, поскольку в присутствии Бога это уже не столько проблема свободы, сколько проблема зла. Альтернатива известна: либо мы скованы и ответственность за зло возлагается на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ». (А. Камю «Миф о Сизифе»)

1. Что Камю считает основным критерием в определении свободы человека?

2. Как вы понимаете сформулированную автором альтернативу? Возможны ли другие взгляды относительно соотношения всемогущества Бога и свободной воли человека или это действительно взаимоисключающие явления?

 

V. Итог урока

Заключительное слово учителя

- Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие принуждения. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Быть счастливым означает быть самим собой, осознавать себя в состоянии удовлетворенности жизнью. Счастье бесспорно связано с состоянием подъема жизненных сил, то есть счастье - чувственно-эмоциональная форма возможностей самореализации личности, что, в свою очередь, базируется на генеральных целях, смыслах и идеалах жизни.

 

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему «Что такое счастье?»