Раздел 5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Предмет и задачи психологической службы В системе образования
Успешное осуществление сложной и ответственной социальной функции, которую выполняет в обществе педагог, требует постоянного научно обоснованного теоретического и методического обеспечения эффективной организации учебного процесса со стороны методистов и дидактов, психологов, физиологов, медиков-психогігієністів и представителей других отраслей научного знания, которое он передает в рамках преподавания конкретных дисциплин.
Психологическая наука на сегодня накопила большое количество научно достоверной информации о закономерностях и особенностях личностного и познавательного развития человека в условиях обучения и воспитания на разных стадиях направленной социализации. Но анализ внедрения психологических достижений в образовательную практику свидетельствует, что непосредственное использование учителями психологических наработок является непростым делом, поскольку требует от учителя достаточно высокого уровня психологической подготовки. С другой стороны, сам педагог не всегда может (и через большую по-вантаженість, и за неимением соответствующих психологических знаний) своевременно выявить и адекватно оценить причины трудностей в учебно-воспитательной работе с теми, кого он обучает и воспитывает, преодолеть отставание, отклонение от возрастных нормативов или обеспечить форсированное развитие их познавательного и личностного развития.
Такие обстоятельства позволяют современному обществу, его психологической науке поставить вопрос о целесообразности и возможности обеспечения своеобразного психологического патронажа образовательного процесса. Эту функцию они возлагают на практического психолога, который функционирует в рамках психологической службы в системе образования. Суть работы психолога образовательного отражает предмет его деятельности, который является интегральным образованием, которое необходимо рассматривать в трех аспектах:
Во-первых, это непосредственная работа с учащимися, воспитанниками и студентами, взрослыми и детьми, их родителями и учителями с целью решения конкретных насущных псы-хологічних проблем обучения и воспитания, личностного и познавательного развития учащихся и воспитанников, анализ и решение которых находятся в компетенции практического психолога (практический аспект).
Во-вторых, - это психологическое обеспечение всего образовательного процесса, которое предполагает разработки психологических оснований дидактических и методических материалов, создание психологически обоснованных учебных и воспитательных программ, учебников, пособий и т.п. (прикладной аспект).
В-третьих, - это теоретико-прикладное направление исследований, в рамках которого изучаются закономерности психического развития и формирования личности в условиях учебно-воспитательного процесса с целью разработки и совершенствования способов и методов профессионального применения психологических знаний в образовательной практике. Основная задача здесь заключается в теоретическом обосновании новых и валидизации уже разработанных психодиагностических, психокорекційних и развивающих методов и программ работы практического психолога (научный аспект предмета психологической службы в системе образования).
Основные задачи практического психолога в системе образования в целом таковы:
• выявлять психологическую готовность детей к обучению, совместно с педагогом набрасывать программы индивидуальной работы с ними с целью улучшения адаптации дошкольников и младших школьников к школе;
• разрабатывать и осуществлять совместно с педагогами и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей и задач развития личности воспитанников и учащихся на каждом возрастном этапе;
• осуществлять диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными учениками;
• диагностировать интеллектуальные и личностные своеобразия учащихся, препятствующих нормальному ходу процесса обучения и воспитания, осуществлять их коррекцию;
« выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений учащихся с учителями, сверстниками, родителями и другими людьми;
• консультировать администрацию школы, учителей и родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их познавательных процессов и характера;
• проводить индивидуальные и групповые консультации учащихся по вопросам обучения, развития и проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
• вести профориентационную работу.
Из приведенного далеко не полного перечня задач работы психолога образования становится понятным, что только его тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и администрацией учебного учреждения, постоянный профессиональный мониторинг психологических, социально-психологических и социально-педагогических особенностей поведения учеников и их преподавателей в реальных условиях конкретного учебного заведения, проведение систематических, а при необходимости - и повторных обс-тежень основных показателей развития детей, их группировок, классов и годовых потоков, внимательное изучение результатов собственных рекомендаций и коррекционно-развивающих воздействий на детей и взрослых с целью оптимизации их способны сделать работу практического психолога в системе образования эффективной.