Раздел 5
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
2.2. Основные направления работы психолога образования
Виды работы психолога образования
Эффективность работы образовательного психолога определяется прежде всего тем, насколько он обеспечивает основные психологические условия, способствующие развитию учащихся.
Первой психологической условием эффективного развития учащихся является прежде всего необходимость обеспечения максимальной реализации в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития учащихся не только в аспекте учета в педагогической работе их психологических особенностей, а именно активного формирования психики ребенка путем перевода существующих резервов развития из потенциального в актуальное состояние.
Второй психологическим условием является развитие их инди-индивидуальными особенностей в середине каждого возрастного периода: познавательных и социальных интересов, способностей и склонностей, самосознания (самооценки, тендерной самоидентификации), направленности, ценностных ориентаций и жизненных планов.
Третья важная составляющая психологических предпосылок развития личности ребенка в условиях учебно-воспитательного заведения, над обеспечением которой работает психолог, - это создание в образовательном учреждении благоприятного психологического климата, который определяется прежде всего гуманным, понимающим общением, продуктивным взаимодействием ребенка со взрослыми и сверстниками.
Создание указанных предпосылок обеспечивается разнообразными видами деятельности психолога образования, основными из которых являются следующие:
1. Психологическое просвещение как самое первое приобщение педколлектива, учащихся и их родителей к психологическим знаниям. Такую работу психолог реализует через проведение факультативных занятий с учащимися и выступления с докладами на собрании педагогического коллектива, через чтение тематических лекций в рамках родительских собраний и конференций.
2. Психологическая профилактика, содержание которой заключается в постоянной работе психолога с целью преодоления возможных проблем в психическом и личностном развитии учащихся. Важное значение в этом приобретает профилактическая работа, ориентированная на предотвращение развитию у учащихся различных форм девиантного поведения и наркозависимости. Среди путей работы со школьниками здесь особенно продуктивными являются своевременное обнаружение лиц "зоны риска" и организация для них специальных занятий с применением активных методов социально-психологической поддержки.
3. Психологическое консультирование предусматривает квалифицированную помощь психолога в решении тех проблем, с которыми к нему самостоятельно или по совету других людей обращаются ученики, преподаватели и родители. Психологическое консультирование предполагает глубокое понимание психологом сути проблемы, а также предоставление клиенту конкретных рекомендаций относительно путей решения ее, приемлемых для него.
4. Психодиагностика как углубленное проникновение психолога с помощью специального методического инструментария во внутренний мир ребенка или взрослого клиента. На основе полученных результатов психодиагностического обследования делается заключение об уровне готовности ребенка к дальнейшему успешному обучению, о педагогический потенциал учителей и родителей, осуществляется прогнозирование хода развития или коррекции учащихся, оценивается эффективность профилакти-профилактической или консультативной работы с ними.
5. Психокоррекционная работа как устранение отклонений в психическом (интеллектуальном и личностном) развитии учащихся.
6. Работа по развитию способностей ребенка и формирования его личности.
Информация о содержании основных видов активности школьного психолога и целесообразные сроки ее планирования приведена в табл.
Таблица
Основные виды и временные нормативы работы школьного психолога
№ нор. | Вид работы | Время, ч | Примечание |
1 | Индивидуальная психологическая диагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения и рекомендаций | 6.0 | 3 расчете на одного ученика |
2 | Групповая психодиагностика, обработка результатов, оформление психологического заключения | 16.5 | 3 расчете на один класс |
3 | Индивидуальное консультирование учителей | 1.5 | На одну беседу |
4 | Групповое консультирование учителей | 2.0 | То же самое |
5 | Индивидуальное консультирование родителей первичный прием вторичный прием следующие приемы | 2.5 1.5 0.75 | |
6 | Групповое консультирование родителей первичное следующие | 2.0 1.0 | |
7 | Индивидуальное консультирование учащихся: а) начальная школа первичное следующие б) средняя школа первичное следующие в) старшая школа первичное следующие | 1.5 0.75 2.0 0.75 2.5 0.75 | |
8 | Профконсультации: а) с учащимися средней школы б) с учащимися старшей школы | 3.0 5.0 | На одного учащегося и его педагогов. Без психодиагностики |
9 | Индивидуальная коррекционная работа с учащимися | 30.0 | На одного ученика |
10 | Групповая коррекционная работа с учащимися | 40.0 | На одну группу |
11 | Деловые игры, тренинг с педагогами подготовка проведение | 7.0 40.0 | На одну игру, на цикл занятий |
12 | Подготовка к педагогическому консилиуму | 5.0 | Без психодиагностики |
13 | Подготовка к выступлению на родительском собрании, педагогическом совете | 3.0 | На один заход |
14 | Подготовка к проведению "воспитательных часов" для учащихся | 3.0 | То же самое |
15 | Ежедневное итоговое оформление документации | 0.5 | |
16 | Обобщение результатов работы, написание отчета | 5.0 | |
17 | Консультации в научных центрах, участие в методических семинарах психологов образования | 8.0 | На неделю |
18 | Работа в библиотеке | 5.0 | То же самое |
Организация психологических методов исследования в работе психолога образовательного
В 20 - 30 гг. XX ст. Л. С. Выготский разработал и использовал в работе с проблемами социализации детей продуктивную для практического психолога образования схему организации их психолого-педагогического обследования. Основу его схемы составляют шесть этапов исследования, каждый из которых имеет собственную специфику.
Первый этап предполагает тщательный отбор жалоб с целью формулирования содержания запроса исследования. Прежде всего принимаются во внимания жалобы ребенка, его родителей или представителей учебно-воспитательного учреждения, где находится или которое посещает ребенок. Здесь самым важным является ориентация не на оценки, мнения и обобщения, которые часто содержат жалобы взрослых (ребенок зла, плохо учится или отстала), а именно: реальные факты, которые подтверждают небезосновательность их беспокойства. Не менее существенными являются и субъективные показания самого ребенка, полученные на той же основе. Поскольку и здесь она не может объективно себя оценивать, говорить неправду, то для психолога важным становится сам факт лжи, психолого-педагогическое объяснение которого составляет самостоятельное исследовательское задание.
Вторым этапом исследовательской схемы является история развития ребенка, которая должна выступать основным источником всех дальнейших сведений о ребенке. Сюда традиционно относят проявление-ления ее наследственных особенностей, своеобразия пренатального и постнатального развития, базового среды, в котором родилась и социализируется ребенок, историю ее воспитания. Общим и наиболее существенным требованием на этом этапе является требование создания причинной жизнеописания, то есть такого изложения событий, которое ставит их в причинно-наслідкову зависимость, разоблачает существенные связи и рассматривает данный период истории как связано динамическое целое, с целью понять законы, связи, на которых построено и каким покорены его движение. Самая эффективная модель такого изложения должна строиться по принципу: тезис и его обоснование.
Третий этап - симптоматология развития, задача которого состоит в определении уровня и характера развития, в которых ребенок достиг на данный момент. Основными средствами исследования здесь выступают доступны исследователю научно-психологические методы получения эмпирической информации, адекватные проблеме. Как вспомогательные на этом этапе привлекаются педагогические сведения об успешности обучения, медицинские диагнозы, сведения по учебной подготовки и воспитания ребенка.
Четвертый этап - педологічний диагноз (будем считать его психолого-педагогическим). Логика его построения укладывается в четырехступенчатую схему, которая последовательно подводит психолога к сути явления. Первым шагом на этом пути является симптоматический, или эмпирический диагноз, который ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, и на этом основании непосредственно строятся практические выводы. (Для примера: у ребенка низкие показатели коэффициента интеллектуальности - направить ее во вспомогательную школу). Такой диагноз чаще всего является продуктом низкоквалифицированного специалиста или студента - практиканта. Второй шаг - этиологическая, или причинная, диагностика, который предусматривает поиск специалистом психологических причин эмпирических симптомов, которые он констатировал. (Например, ученик семи лет сделал много ошибок при выполнении коректурної пробы. Причиной могут быть проблемы со зрительным анализатором, низкие показатели внимания, оперативной памяти и т.д.) Третий шаг в постановке диагноза - это типологический диагноз, суть которого заключается в изучении конкретного явления с точки зрения его классификации, т.е. принадлежности к определенному, уже описанного в характеристиках психологических механизмов образования и развития, типа важковиховуваності или неуспешности в обучении. Понятно, что для этого необходимы соответствующие профессиональные знания исследователя, его способность к накоплению и систематизации их. Четвертый шаг - это раскрытие причин, которые не только объясняют данное явление в конечном смысле, но и ближайшим образом определяют его. Здесь автор предостерегает специалистов прежде всего от неоправданно широких обобщений, вроде того, что причина неуспеваемости ученика из проблемной семьи - во взаимоотношениях, которые существуют в его семье. В конечном смысле - это правильно, но такое утверждение выводит образовательного психолога из круга его компетенции (он лично не будет менять эти взаимоотношения) и закрывает другие возможности сотрудничества на пути решения существующей проблемы, в частности оставляет ребенка или озабоченного педагога как активных субъектов педагогического процесса права на квалифицированную психологическую помощь в организации их реальных шагов в преодолении неуспеваемости.
Пятый этап - это прогноз, который базируется на способности исследователя предсказать на основе информации предыдущих этапов исследования дальнейший путь и характер детского развития. Такой прогноз необходимо разработать как минимум двух видов: положительный и отрицательный. Позитивный прогноз требует от психолога предсказания тех изменений в психическом развитии личности ребенка, которые станут последствиями реализации по отношению к ней психолого-педагогического назначения. Негативный прогноз предполагает отражение картины дальнейшей динамики зафиксированных негативных тенденций развития личности ребенка при условии неизменности тех обстоятельств ее жизнедеятельности, которые выявлены на момент обследования.
Шестой этап - психолого-педагогическое назначения составляет важнейшую практическую часть исследования. Оно должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные, четкие, ясные указания относительно предлагаемых мероприятий и тех явлений, которые могут быть преодолены в ребенка благодаря им.
Основные направления деятельности психолога образования
На сегодня принято выделять два направления деятельности психологической службы в системе образования: актуальное и перс-пективний.
Актуальное направление связано с решением злободневных вопросов, возникающих в процессе обучения и воспитания учащихся, и проблем, связанных с нарушениями в их поведении, общении, интеллектуальном и личностном развитии.
Перспективное направление ориентировано на развитие индивидуальности каждого субъекта образовательного процесса и, прежде всего, на формирование психологической готовности ребенка к продуктивному обучению, самовоспитанию и самореализации в социуме.
Эти два направления нераздельно взаимосвязаны между собой. И хотя, на первый взгляд, кажется, что основное содержание труда психолога образовательного сосредоточено на актуальном направлении его деятельности, именно перспективному направлению работы с воспитанниками и учащимися принадлежит приоритет. Так, на момент поступления в школу основная задача психолога заключается в определении, а при необходимости - и в формировании готовности ребенка к школьному обучению, выявлении его индивидуальных особенностей как основы поиска оптимальных для такого ребенка способов обучения и воспитания. Конечная цель взаимодействия школьного психолога со школьником - формирования его психологической готовности к жизненному самоопределению, непрерывному процессу развития, личностного роста, что предполагает возможность личностного, социального и профессионального самоопределения выпускника и на момент окончания учебного заведения, и в будущем. Именно за обеспечение такой возможности и несет ответственность психологическая служба в системе образования.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению выступает для психолога базовой характеристикой при построении прогноза успешности его обучения и психического развития в условиях общеобразовательной школы. Современная психологическая наука понимает под этим термином комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Готовность предполагает положительное отношение к школе и к учения (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольности поведения (волевую готовность), наличие определенного запаса знаний, умений, навыков и развития познавательных способностей (умственная готовность), а также сформированность качеств, обеспечивающих установление продуктивных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь классной группы, выполнение совместной деятельности. Принято выделять готовность личностную (мотивационную, внутренне позиционную) и познавательную (интеллектуальную).
Личностная готовность предполагает наличие у ребенка внутренней позиции ученика как психического образования, состоящего под влиянием более серьезного отношения взрослых и других членов социального окружения к учебе как виду общественной деятельности по сравнению с игрой. Такое отношение обеспечивает, прежде всего, высокий социальный статус ученика по сравнению с дошкольниками. Важная роль этой позиции ребенка становится особенно очевидной, когда под влиянием такого желания стать "полноправным" учеником она начинает мечтать о школе, а вступив в нее, активно выполнять не только интересные и приятные для нее виды активности (слушать увлекательный рассказ учителя, носить красивую форму), но и нормы и предписания школьной жизни, которые требуют от учащихся произвольной мобилизации и терпения, доминирование мотива долга над мотивами непосредственного желания.
Важными моментами личностной готовности есть и от-повідне отношение ребенка к взрослому (в частности, учителя), к другим детям и к самой себе. В первом случае речь идет о формировании на конец дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослым, как позаситуативне общения, психологической основой которого выступает безоговорочное признание ребенком авторитета компетентности взрослого, на основании чего между ними устанавливаются соответствующие взаимоотношения референтности и руководства - подчинения. В таких обстоятельствах дети адекватно воспринимают учителя, осознают его профессиональную роль, правильно реагируют на его требования и замечания. В плане установления конструктивных взаимоотношений со сверстниками важной для пер-шокласника является установка на сотрудничество и деловое общение с ними в ходе учебной деятельности, которая по своей сути является коллективной. Наконец, личностная готовность к школьному обучению предполагает и определенные сдвиги в же - отношении ребенка. В частности, самооценка будущего ученика, в отличие от самооцінкових суждений дошкольника, должна быть достаточно адекватной (не завышенной) и дифференцированной. О личностной готовности ребенка к школьному обучению обычно делают вывод через наблюдение его поведения во время беседы с психологом или анализируя поведение потенциального школьника на групповых занятиях в детском саду или в подготовительных группах, которые часто создаются при школах для будущих первоклассников. Для нужд диагностики таких показателей существуют специально разработанные методические средства. Например, примерные планы бесед с ребенком, цель которых - выявить наличие в ней позиции ученика, экспериментальная методика диагностики преобладание у ребенка познавательной или игровой мотивации, что является надежным индикатором ее мотивационной готовности к обучению.
Важным критерием личностной готовности к обучению выступает и уровень развитости саморегуляции ребенка, что определяется такой характеристикой, как произвольность. Последняя просто необходима при выполнении любых учебных заданий. Элементарные предпосылки такой саморегуляции проявляются в способности ребенка действовать по образцу или инструкции взрослого, т.е. ориентироваться на объяснения и на представленный образец выполнения действия, продукт которых является результа-том осуществления такого действия. Существенную роль в развитии саморегуляции играют природные особенности ребенка, в частности уравновешенность ее нервно-психических процессов, развитость внимания и познавательных способностей.
Среди самых популярных средств психологической диагностики этой компоненты готовности следует назвать методики "Графический диктант" и "Образец - правило" Д. Б. Эльконина и В. Л. Венгера, несомненное преимущество которых в простоте методического обеспечения и возможности проведения в групповой форме. В первом случае дети на листе в клеточку создают узор, руководствуясь инструкцией взрослого относительно направлений движения карандаша. Во второй методике необходимо по образцу нарисовать подобную фигуру, соблюдая при этом установленные правила работы.
Сейчас большое распространение получила методика "Копирование бессмысленных слогов" (Ю. 3. Гильбух), которая в дополнение к диагностики произвольности как умения действовать по образцу предоставляет еще и информацию относительно развитости мелких движений руки ребенка - важной предпосылки для успешного овладения навыками письма.
Аналогичную функцию выполняет и игровой тест "Домик" (Н. И. Гуткина), при рисовании которого по образцу ребенок фактически воспроизводит все элементы, необходимые для написания славянской азбуки.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению про-является прежде всего в уровне умственной активности ребенка. Это проявляется в ее стремлении умственных нагрузок через постановку вопросов, необходимость знакомства с новыми предметами и явлениями, запоминание и пересказ рассказов, стихов, через интерес к овладению новыми словами, выражениями и т.д. Умственная активность проявляется не только в любознательности как интеллектуальной инициативности ребенка, его устойчивом желании новых умственных действий, но и в настойчивости как способности доводить начатое умственную работу до успешного завершения. Выделены показатели, как правило, обнаруживают через наблюдение за поведением ребенка в ходе взаимодействия с ней.
Интеллектуальная готовность предполагает и определенную широту представлений ребенка (образных, пространственных), речевое развитие, соответствующее развитие ее памяти и мыслительных процессов (выделение существенного, обобщения, формулирования выводов). Прекрасным индикатором интеллектуальной зрелости будущего ученика может выступать его рисунок по памяти, в котором рельефно отражается такая интегральная познавательная характеристика, как наблюдательность (по сути, это проекция развития характеристик восприятия, долговременной памяти и мышления ребенка).
Так, методика Гудінаф "Нарисуй человека" предусматривает оценку детского рисунка человека в полный рост. Если рисунков несколько, выбирается лучший, но не с точки зрения эстетических предпочтений, а по критерию психологической содержательности. Наличие отдельных элементов рисунка (их выделяется около 70) оценивается определенными пунктами, которые подводятся в единый показатель. По свидетельству Ю. С. Гільбуха - автора отечественной модификации этой методики - данный тест имеет значительную прогностическую силу. И если при приеме в школу ребенок получает за него 30 и более баллов, то это достоверно прогнозирует будущую успешность его обучения. Показатели до 15 баллов включительно свидетельствуют о недостаточном уровне интеллектуальной готовности ребенка к обучению и прогнозируют ее низкую успешность в учебной деятельности.
Основательнее уровень интеллектуальной готовности ребенка к обучению можно изучать с помощью хорошо известных специалистам теста Керна-Ірасека, методического комплекса Дубровіної - Гуткіної, теста Векслера. Последний будет особенно полезным при отборе детей в специализированные школы по программам углубленного обучения.
В Украине активно используется "Методика психологического обследования и дифференциации первоклассников" в соответствии с их готовностью к школьному обучению (Ю. 3. Гильбух, С. Л. Коробко, Л. О. Кондратенко).
Составляющими этого диагностического комплекса есть четыре субтести:
• фонематического слуха;
• словарь;
• копирования бессмысленных слогов;
• кратковременной памяти и умозаключений.
Методика имеет украиноязычный и русскоязычный варианты, нормы оценивания для детей шести - и семилетнего возраста. Она достаточно проста в эксплуатации и непродолжительная по времени (20-25 минут на ребенка), что соответствует психогігієнічним нормативам работы с таким контингентом обследуемых лиц.
Диагностика и формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Стратегической задачей психологической службы в системе образования выступает формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению. Психологический аспект профессионального самоопределения человека связан с установлением границ его профессиональной пригодности. Под этим термином в психологии понимают вірогіднісну характеристику, которая отражает возможности конкретного человека по овладению определенной профессиональной деятельностью.
Основными структурными компонентами пригодности человека к конкретной профессии есть такие:
• гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу), особенно важные для педагогической, юридической и руководящей работы;
• профессионально-трудовая направленность личности: отношение к труду и профессии, интересы и склонности именно к определенной деятельности;
• общая дееспособность (физическая, умственная): активность, дисциплинированность, инициативность, широта и глубина мышления;
• специальные способности, то есть качества, необходимые именно для определенных видов деятельности: абсолютный слух для музыканта, пространственное мышление архитектора;
• знания, навыки и опыт, то есть компетентность именно в данной профессиональной сфере.
Такая пригодность человеческого индивида к определенного вида труда определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Основную работу по формированию готовности учащегося к профессиональному самоопределению школьный психолог осуществляет в пределах организации и проведения профориентационной деятельности с молодежью, которая предусматривает и профпросвітницькі, профдіагностичні и профконсультативні мероприятия.
Профориентация - это система мероприятий, которые осуществляет психолог, направленных на выявление личностных своєрідностей, интересов и способностей человека с целью оказания ему помощи в разумном выборе такой профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям.
В специализированных учреждениях профессионального образования, готовящих квалифицированных специалистов конкретных профессий, акцент работы психолога образовательного переносится на деятельность профессионального отбора абитуриентов с целью определения прогноза успешности их первичной профессионализации в рамках образовательного учреждения. Психолог осуществляет и индивидуальную профессиональную консультативную работу, связанную с проблемами адаптации учащихся к новым условиям профессионального образования, с необходимостью узкой специализации учащегося или студента в выбранной профессии.
Профориентация выступает одной из важных задач психологического сопровождения профессионального самоопределения ученика. Она направлена на выявление и развитие его профессиональной пригодности.
В системе профессиональной ориентации принято выделять следующие функции:
• социальную, ориентированную на передачу ученику определенной сис-темы знаний, норм и ценностей, которые дают ему возможность в будущем осуществлять социально-профессиональную деятельность как полноправном и полноценном члене общества;
• экономическую - связанную с необходимостью улучшения качественного состава работников, повышение их профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
• психолого-педагогическую, направленную на выявление, форму-вание и учет индивидуальных особенностей каждого, кто выбирает определенную профессию;
• медико-физиологическую, которая предусматривает учет требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности.
Автор популярной сегодня теории компромисса с реальностью Есть. Гинзберг отмечает, что профессиональное самоопределение как выбор профессии - это процесс, развивающийся во времени, и окончательное решение человека возникает не мгновенно, а в течение определенного, достаточно длительного периода. В частности, он выделяет в этом процессе три стадии:
• Стадия фантазии продолжается до 11 лет. В ее рамках ребенок представляет себя в определенной профессии безотносительно к реальным возможностям собственной жизни: способностей, возможностей получить квалифицированную подготовку, работу по специальности и т.д.
• Гипотетическая стадия - от 11 до 17 лет, вмешает 4 периода. В течение первого периода интереса (11 - 12 лет) основой выбора будущей профессии становятся интересы и склонности подростка. В период способностей (13 - 14 лет) подростки начинают задумываться над требованиями, которые та или иная профессия предъявляет к способностям человека, и сравнивать эти требования с собственным потенциалом одаренности. Для периода оценки (15 - 16 лет) характерно стремление соотнести особенности профессии с собственными ценностными ориентациями и реальными возможностями. А в переходный период (около 17 лет), который совпадает с окончанием общеобразовательного учебного заведения, происходит переход от гипотетического к реалистическому подходу в выборе профессии.
• Реалистичная стадия - от 17 лет и старше. В пределах этой стадии молодые люди осуществляют окончательный выбор профессии. Здесь выделяют период исследования (17 - 18 лет), направленный на общую ориентацию и получение глубоких фундаментальных знаний по выбранной специальности, период кристаллизации (19 - 21 год), что характеризуется сужением диапазона выбора и определению основного направления будущей профессии, и период специализации (от 21 года), в пределах которого избран специальность уточняется выбором конкретной, узкой специализации. Например, студент - психолог принимает решение стать психологом образования.
Основными направлениями профориентационной работы психолога образования на этих стадиях являются: профессиональное просвещение, профессиональная психологическая диагностика и профессиональное консультирование.
Профессиональное просвещение предусматривает популяризацию среди детей и учащейся молодежи знаний о психологических, медико-психологические, психолого-физиологические, социально-психологические и другие аспекты существующих профессий. Успех ее в значительной степени определяется уровнем осведомленности психолога, его педагогическими способностями. Основными задачами для психолога здесь выступают:
• необходимость сформировать в учащихся, которые выбирают про-фесію, способность получать и оперировать информацией о мире профессий;
• осознавать ситуации выбора, учитывать условия правильного выбора.
Существенную помощь оптантам, то есть людям, которые выбирают профессию, образовательный психолог может предоставить через систему психодиагностических мероприятий. В профессиональной ориентации и профессиональном отборе психологическая диагностика призвана изучать индивидуально-психологические особенности как учащихся школ, так и тех, кто уже учится в средних специальных и высших учреждениях профессионального образования, с целью определения их профпригодности, интересов, способностей и дальнейших профессиональных намерений.
Найінформативнішими психодіагностичними методиками, которые целесообразно применить в профориентационной работе, считаются: методика изучения склонностей учащихся - ДДО (дифференциально-диагностический опросник), "Карта интересов", методика КОЗ (коммуникативные и организаторские способности), опросник Дж. Голанда. Последний является тщательно разработанным психодіагностичним средством, который содержит и классификатор на 500 основных профессий. Он базируется на типологическом теории Дж. Голанда, согласно которой профессиональный выбор человека обусловлен тем, какой тип личности у нее сформировался. На материале западной культуры выделено шесть личностных типов: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский и конвенционный. Каждый из них имеет собственные жизненные приоритеты, нацеленный на решение комплементарных жизненных проблем, стремится окружить себя определенными людьми, - словом, ищет или создает соответствующее своему типу жизненное среды-выше.
Соответствие типа личности человека характеру профессиональной среды является предпосылкой ее профессиональной удовлетворенности и высоких трудовых достижений.
Таблица
Соответствие типа личности человека своеобразия профессиональной среды
Тип личности | Реалистичное среду | Интеллектуальная среда | Социальная среда | Кон-венційне среду | Предпринимательская среда | Артистическая среда |
Реалистичный | ++ | + | - | - | - | -- |
Интеллектуальный | + | ++ | -- | -- | --- | + |
Социальный | --- | -- | ++ | -- | + | + |
Предпринимательский | -- | --- | + | + | -- | + |
Артистический | --- | --- | + | --- | -- | ++ |
Конвенционный | -- | -- | + | ++ | + | --- |
Количество отметок в одной клетке свидетельствует о полном или частичном соответствие личностного своеобразия людей требованиям профессиональной среды.
В таблице значками (+) и (-) представлено полное и частичное соответствие (комплиментарность), а также разной степени полноты несоответствие выделенных типов личностного своеобразия людей и требований определенного профессионального среды. их нужно рассматривать как синонимы психологически обоснованной целесообразности или же противопоказания выбору профессии определенного класса человеком определенного типа.
Основной формой индивидуальной профориентационной работы в учреждениях образования является профессиональное консультирование. Как направление профориентационной работы оно ставит такие цели:
• справочно-информационную, что достигается через информирование личности, которая оказалась перед необходимостью профессионального самоопределения, о возможности овладеть различными профессиями, о требованиях к приему на работу и учебу, каналы трудоустройства и перспективах профессионального роста;
• диагностическую, направленную на исследование личности субъекта выбора профессии с целью выявить соответствие его особенностей требованиям определенной профессиональной деятельности;
• формирующую, которая предусматривает коррекцию выбора профессии, с целью максимально приблизить интересы и способности тестируемого к требованиям комплиментарного профессиональной среды. Для образовательного начинающего психолога, который изучает накопленный опыт профессионального консультирования, полезной будет такая информация о наиболее типичных с позиции психологического анализа ситуации профессиональной консультативной практики:
• Тот, кто выбирает профессию, хорошо ориентируется в мире профессий, уже выбрал профессию в соответствии со своими интересами и способностями, знает, как получить выбранная профессия, обращается к профессиональному консультанту с целью подтвердить правильность собственного выбора.
• Ситуация, когда тот, кто выбирает профессию, имеет несколько вариантов собственного профессионального будущего и не знает, в какое учебное заведение поступить, чтобы приблизить его.
• Конфликтная ситуация: профессиональный план молодого человека вызывает или внутренние разногласия (недооценка себя, но завышенный уровень притязаний), либо внешние (несогласованность выбора с позициями родителей, учителей, других референтных лиц).
• У того, кто выбирает профессию, нет профессионального плана, он не уверен в своих возможностях, но демонстрирует склонности к определенному виду деятельности.
• Оптант не имеет ни четкого профессионального плана, ни склонностей к определенному виду деятельности (так называемая, "нулевая" ситуация).
При организации консультирования важно также помочь молодому человеку осознать, что профессия выступает для каждого не только средством самореализации, но и основным источником его жизнеобеспечения.
Существует три основные типы профессий, которые можно выделить по критерию требований, предъявляемых к работнику:
• Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности.
• Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности.
• Профессии, которые по своей сущности требуют достижения высшей степени мастерства. Они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие таланта как абсолютной профессиональной пригодности).
Учитывая это, путь к профессиональному призванию может о-ложиться и через другие профессии, а профессиональное самоопределение как психологическое средство обеспечения человеческому индивиду дальнейшего личностного роста, оптимизации его социальной самореализации в условиях общественного производства постоянно меняются, может длиться всю жизнь.
Актуальное направление работы школьной психологической службы
Актуальное направление работы школьной психологической службы сосредотачивается на психологическом патронаже интеллектуального и личностного развития учащихся, на обеспечение психологически целесообразных условий организации педагогического процесса через проведение психолого-просветительской, консультативной и развивающе-коррекционной работы с целью полноценного социального становления индивидуального (конкретный ученик) и групповой (коллектив класса, педагогический коллектив) субъектов учебно-воспитательного процесса, а также предотвращения развитию общественно нежелательных сценариев социализации отдельных детей.
Остановимся подробнее на психологическом сопровождении основных педагогических проблем воспитания, типичных для любого общеобразовательного учреждения. Речь идет прежде всего о социально-психологический мониторинг развития ученических классов как основной ячейки образовательной социализации учащихся и о исследование особенностей социального развития их членов в условиях организованного целенаправленного воспитания в учреждениях образования. Специальной проблемой здесь является психопрофилактика анти - и асоциального поведения отдельных учащихся.
Учитывая специфику систем профессиональных задач психолога и педагога в деле воспитания учащихся они являются разными и не перекрывают друг друга: педагог формирует совокупность общественных ценностей и моральных норм, определяет направление личностного развития воспитанников и их групп, подбирая, организуя и реализуя для этого соответствующие педагогические мероприятия, а психолог обеспечивает контроль эффективности формирования и развития, оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов социального развития учащихся, а также классного коллектива как основного социально-педагогического средства школьной социализации ребенка.
В ходе социально-психологической диагностики школьного класса полезно ориентироваться на такие существенные качества группы, которые определяют степень эффективности развивающего влияния групповой сообщества на личностное развитие ученика:
• Интегративность как мера единства, общности членов группы, что определяется по показателям ценностно-ориентационной единства ее членов (противоположным качеством является дезинтеграцию).
• Микроклимат определяется через самочувствие каждой личности в группе, степень ее комфортности, удовлетворенности (неудовлетворенности) от переживания принадлежности к сообществу.
• Референтность как степень принятия членами группы групповых эталонов.
• Лидерство - степень ведущего влияния определенных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых зав-дань.
• Інтрагрупова активность как мера активизации группой лиц, ее составляющих.
• Інтергрунова активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Своеобразие группы как социально-психологического образования отражают и такие ее системные характеристики, как направленность группы, организованность, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность.
Групповая направленность понимается как социальная ценность для группы принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
организованность отражает реальную способность группы к самоуправлению;
через интеллектуальную коммуникативность раскрывается характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания в группе, своеобразие нахождения общего языка между ее членами;
эмоциональная коммуникативность освещает эмоциональную настроенность группы, межличностные связи эмоционального содержания в ней;
волевая коммуникативность отвечает за способность группы противостоять трудностям и препятствиям, раскрывает ее стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.
Для диагностики описанных выше параметров группового развития рекомендуется применять соціометрію и референтометрію, а также такие методики, как: координатно-соціограмний анализ А. В. Киричука, анализ социально-психологических связей учащихся по материалам их самооценки Н. В. Кузьминой. Хорошо зарекомендовала себя в работе и комплексная методика диагностики уровня развития социальной активности личности и коллектива учащихся, разработана по принципу сбора и обобщения экспертных оценок членов учебной группы. Полученные с помощью таких средств данные, обобщены и проанализированы в психологическом выводу, образовательный психолог использует для консульту-ния педагогов с целью более рациональной организации учебно-воспитательного процесса, предупреждению развития школьной психологической дезадаптации учащихся и другим девиациям их социального поведения, а также для самостоятельного проведения индивидуальной и групповой психокоррекционной и развивающей работы с учащимися.
В плане организации эффективной психопрофилактической деятельности в учреждении образования консультативная работа выступает перспективной формой взаимоотношений психолога и педагогов, если ребенок еще не "отошла" от школы и основную работу с ней ведет педагог, правильно сориентирован психологом. Когда же она уже в основном "живет на улице", психолог должен переключиться на индивидуальную работу с таким питомцем, тесно сотрудничать с участковым инспектором по делам несовершеннолетних.
Психодіагностичну работу образовательного психолога в обоих случаях надо сосредоточивать на виявлянні причин девиантного поведения учащихся, в частности, на ранней диагностике " отвергнутых" классной группой детей, учащихся с низкими показателями успеваемости и низким соціометричним статусом, детей из проблемных семей, на своевременном виокремлюванні девиаций патопсихологической природы (следует помнить, что такие проявления с внешней симптоматикой важковиховуваності является прерогативой работы специалистов - медиков). Важно также определить отношение этих детей и подростков к себе, к людям, которые окружают их, и при необходимости корректировать его, поскольку именно фактор самопознания - четкого и реалистичного осознания себя и своего окружения, является наиболее существенной де-термінантою прогноза будущего поведения несовершеннолетних с девиантными признакам.
Для организации совместной работы образовательного психолога и педагога полезной является такая программа психокоррекционной и воспитательной работы с трудновоспитуемыми учащимися.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Выходные характеристики объекта воздействия
Ученик не готов к учебному процессу, сотрудничества в рамках совместной программы действий с педагогом, демонстрирует дисоціальну поведения в педагогических ситуациях: не дает согласия на предложения педагога, игнорирует учебные задания, отказывается от любого контакта с педагогами, не видит необходимости помогать окружающим.
Основные цели психологического излияния
Привить готовность к участию в отдельных групповых мероприятиях; сформировать способность к групповой активности в учебно-воспитательных педагогических ситуациях.
Направления реализации программы:
Воспитательная программа, которая осуществляется психологом
Методические основы воспитательной программы
Содержание работы психолога. Создание товарищеских контактов, сообщение учащимся о собственный опыт и знания, ограничения вульгарного стиля разговора, специальные формы поощрения каждого, организация свободного времени в классе, организация помощи каждому члену группы в любое время.
Принципы взаимодействия | Гуманное отношение, фасилітативна поддержка просоціальних проявлений каждого воспитанника. |
Специальные формы работы | Отдельные педагогические мероприятия, поиск собственного помещения для групповых занятий, проведения досуга, организация молодежного клуба. |
Способы воздействия | Знакомство, коллективное упражнения, повторения положительных элементов поведения. |
Стиль влияния | В основном общительный. |
Программа обучения, которая осуществляется педагогом
Методические основы программы обучения
Содержание работы Снижение требований к школьнику до уровня педагога соответствия его актуальному уровню развития; наблюдение за развитием проектов, содействие или подготовка средств работы (планов, чертежей...). Смена педагогической установки с "ориентированной на преподавание" на "ориентированную на учащегося", инициирование и содействие индивидуальной работе, развитию интересов. Разрешение ученику посещать уроки только 2 часа в день, выполнять задания в размере лишь одной задачи.
Принципы работы | Постепенность (самые маленькие шаги), педагогический ритм, внимание к ручному труду, ориентация на самодеятельность ученика. |
Основная форма | Индивидуальная работа с учеником. |
Способы и средства воздействия | Создание рабочей карты ученика, организация дидактических игр, расширенная работа с информацией, привлечение к чтению книг, |
| овладение компьютером. |
Стиль влияния | Обращен на ученика. |
В завершение отметим, что каждое образовательное учреждение имеет свои, только для него характерные особенности, которые обусловливают своеобразие его соціалізуючих воздействий на личность воспитанника. Тип образовательного учреждения определяет специфику задач и форм работы практического психолога образования. Они с очевидностью будут разными в начальной школе и колледже, в гимназии или лицее, в общеобразовательной школе и детском доме... Поэтому приведенную информацию про основные виды и направления работы психологической службы следует рассматривать не как жестко установленные предписания, а лишь как ориентировочную модель организации индивидуальной программы деятельности специалиста с определенным опытом профессиональной деятельности, с собственным компетентным взглядом на сущность педагогических проблем, призванного обществом осуществлять психологический патронаж образовательного процесса его граждан.