Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 5

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

 

1.3. Личность педагога как предмет психологического исследования

 

Личность учителя - это стержневой, системообразующий блок профессиональной компетентности педагога. Именно он определяет характер целей и задач педагогической деятельности. Это система его ценностных ориентаций, мотивов и стиля индивидуальной деятельности и общения. Она определяет уникальность и неповторимость человека. В структуру личности учителя входят такие качества, как направленность и мотивация (социальная, познавательная, профессиональная - что удерживает педагога в этой профессии). Личность определяют и педагогические способности, которые обеспечивают успешное выполнение работы.

В последнее время принято выделять две большие группы педагогических способностей: перцептивные, собственно людинознавчі,

которые связаны с пониманием другого человека, и управленческие, лежащие в основе воздействия на нее. На личностные проявления учителя влияют и его характер, темперамент, психологические состояния, в том числе и временные, и все это составляет резерв развития его личности. К обобщенным характеристикам можно отнести индивидуальный стиль педагогического взаимодействия педагога с учащимися (воспитанниками), под которым понимается устойчивое сочетание задач, средств и способов деятельности и общения учителя как педагога, определяется его психофизиологическими особенностями и прошлым опытом.

Систематизуючий анализ современных системных, структурных, прогнозирующих и псевдопрогнозуючих концепций педагогического труда отечественных и зарубежных ученых в общих чертах раскрывает похожую структуру психологических характеристик талантливого учителя.

Она включает такие характеристики:

психофизиологические особенности индивида: эмоциональная устойчивость, ергічність, подвижность нервных процессов;

личностные черты: о социальной характер мотивации, настойчивость, самоконтроль, самопринятия, способность убеждения и суггестии;

интеллектуальные характеристики: гностические, проективные, креативные и специальные умения: уровень профессиональной подготовленности (знания предмета), коммуникативные, организаторские и конструктивные умения.

Показательной в этом отношении является концепция педагогического мастерства известного украинского педагога И. А. Зязюна.

Педагогическое мастерство, по И. А. Зязюном, можно представить как сочетание всеобще-необходимого для профессии педагога и индивидуального, которые сосредоточились в одной конкретной личности учителя.

В структуре педагогического мастерства он выделяет четыре блока характеристик:

гуманистическая направленность;

профессиональные знания;

педагогические способности;

педагогическая техника.

Гуманистическая направленность - это ориентация человека на другого, как на субъекта, который имеет право на самовыражение, свободу поведения и самореализацию.

Профессиональные знания - знания по предмету преподавания и методики его преподавания, свободное владение профессионально необходимым содержанием и способами передачи его учебной аудитории.

Педагогические способности учителя содержательно предполагают, прежде всего, наличие высокой работоспособности и показателей эмоциональной стабильности человека, динамичность личности, ее высокоразвитый интеллектуальный потенциал, креативность, что позволяет работать быстро и продуктивно информации как объективной, так и субъективной природы, а также наличие способности к позитивному прогнозирования, перцептивных способностей и коммуникативных умений (умение планировать и развертывать план общения, речевые способности и, в частности, "языковое чутье" и др.).

Педагогическая техника - это система хорошо отработанных профессиональных навыков и умений: интеллектуальных, поведенческих и коммуникативных, благодаря которым учитель - профессионал выполняет необходимую работу быстро, четко и максимально результативно, тратя на это минимум времени и усилий.

Перспективным с точки зрения решения проблемы формирования профессионального мастерства является выделение И. А. Зязюном основных требований к личности педагога, без которых в принципе невозможна успешная педагогическая работа. Главные из них - это любовь к детям и к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области науки, культуры или техники, которой он обучает, высокоразвитый интеллект, высокий уровень нравственности и общей культуры учителя. Дополнительными факторами становления педагогического мастерства являются такие черты личности преподавателя, как коммуникабельность, артистичность, хороший вкус как развитость эстетических чувств, доброжелательный характер.

В ходе педагогической деятельности главные и дополнительные факторы интегрируются в единую систему педагогического мастер-ности учителя, которая функционирует как его индивидуальный стиль. Каждый хороший учитель является уникальной и неповторимой личностью. В свое время выдающийся украинский педагог А. С. Макаренко и великий русский театральный деятель К. С. Станиславский выделили несколько основных принципов, ориентируясь на которые, педагог может дойти верхних ступеней педагогического мастерства. Они являются следующими:

Принцип активности: только действуя и задействуя других, развивается человеческая личность.

Принцип организации эффективного педагогического воздействия, связанный с необходимостью построения системы перспективных линий как четкого осознания тактических (продиктованных основными задачами педагогического процесса), оперативных (вызванных к жизни особенностями педагогической ситуации) и стратегических (связанных с развитием личности и познавательного потенциала учащихся) целей.

Принцип параллельного действия предполагает воздействие на конкретную личность ученика, воспитанника не непосредственно, а опосредованно. Апеллируя к коллективу, педагог тем самым выдвигает требования и к конкретной личности; контролируя группу, он контролирует и личность, которая себя идентифицирует с ней и принимает ответственность за ее состояние.

Принцип жизненной правды (объективной ориентированности содержания) требует от педагога обеспечения отбора и преподавания знаний на уровне требований современности, достижения открытости и откровенности в отношениях с учащимися, организации их педагогического взаимодействия в системе субъект - субъектных отношений.

Принцип движения коллектива. Суть принципа связана с необходимостью считаться с фактом развития любой группы как социально-психологической целостности. Это, соответственно, побрезгует пересмотра целей и средств педагогического воздействия. Предполагается, что благодаря педагогу эта группа в своем движении эволюционирует.

Известный современный дидакт высшей школы. И. Гінецинський творчески развивает обозначен подход, выделяя такие принципы как системообразующие факторы технологии организации высокопроизводительного влияния педагога - мастера:

1. Принцип рефлективности: педагог должен рассматривать себя, свои знания, способности и ценности как существенный фактор эффективности педагогического воздействия.

Принцип эффективности педагогического воздействия: это влияние должно осуществляться так, чтобы намеченный результат достигался наименьшими усилиями и в кратчайший срок.

Принцип результативности: педагогическое воздействие имеет место тогда, когда достигнута предварительно определенного психо-логически целесообразного результата.

Принцип личностной ориентированности: в качестве конечного эффекта педагогического воздействия, как проекции его основной цели, всегда надо рассматривать изменение личности объекта воздействия.

Принцип гармоничности: единичное педагогическое воздействие включается в систему других педагогических воздействий таким образом, чтобы способствовать достижению общего эффекта.

Принцип императивности: знания об объектах действительности педагог - субъект педагогического воздействия - должен переосмыслить как подлежащее обязательному усвоению нав-чальною аудиторией.

Согласно Закону Украины «Об общем среднем образовании» современное реформирование образования в нашей стране предусматривает реальную переориентацию деятельности педагога, всего процесса обучения с передачи знаний на развитие личности ученика, формирование его основных компетенций. Педагог в конечном итоге должен не просто передать другому человеку (воспитаннику, ученику, студенту) сумму знаний, умений и навыков, а сформировать ее компетенции. Понятие компетенций не сводится только к знаниям и навыкам, а относится к сфере сложных умений и качеств личности. Компетенция (или компетентность) - это общая способность человека, которая ба-базируется на знаниях, опыте, ценностях и способностях, приобретенных благодаря ее обучению.

Основными группами компетенций, которых требует современная жизнь, есть такие:

социальные, связанные с готовностью брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, в общественной жизни, в урегулировании конфликтов ненасильственным путем, в функционировании и развитии демократических институтов общества;

поликультурные - касаются понимания непохожести людей, взаимоуважения к их языку, религии, культуры и т.д.;

коммуникативные - предусматривают овладение важным в работе и общественной жизни эффективным устным и письменным общением, овладение несколькими языками;

информационные, обусловленные ростом роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умениями приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию;

саморазвития и самообразования, связанные с потребностью и готовностью постоянно учиться как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни;

другие, которые реализуются в стремлении и способности к рациональной продуктивной, творческой деятельности. Компетенции является интегрированным результатом активной деятельности учителей и учащихся. Они формируются прежде всего на основе овладения учащимися содержанием современного образования под руководством педагога. Понятно также, что педагог не может сформировать такие характеристики в кого-то другого, сам не обладая ими. Атому формирование у учащегося целесообразно считать основным показателем результативности педагогического труда учителя, воспитателя, объективным индикатором его профессиональной компетентности и педагогического мастерства.