Урок 59
Тема. Изменение прилагательных с существительными по образцу «один - много». Произношение и правописание слова иней
Цель: учить изменять прилагательные с существительными по образцу «один - много»; закреплять умение ставить вопросы к словам - признакам предметов; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинка с изображением зимнего пейзажа; индивидуальные карточки с текстом, предметные рисунки льна, ежика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 261)
- Прочитайте записанные словосочетания.
- Поставьте вопрос от слов - названий предметов слов - признаков предметов.
2. Минутка чистопису
ц дз ля альбом
- Подберите слова с этими буквосочетаниями. (Заяц, парень; юла, овод; шар, коляска)
- Подберите к этим словам слова-признаки. (Пугливый заяц, воспитанный парень; новая юла, большой овод; воздушный шар, игрушечная коляска)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы будем изменять слова-признаки вместе со словами - названиями предметов по образцу «один - много», будем определять признаки предметов, будем совершенствовать умения ставить вопросы к этим словам. Также відгадуватимемо загадки.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Комментируемое письмо (упражнение 262)
- Запишите слова по образцу.
- Устно составьте предложение с последними двумя словосочетаниями.
2. Коллективная работа (упражнение 263)
- Прочитайте стихотворение.
- На что указывает восклицательный знак в конце предложения?
- Спишите выделенные слова. Поставьте к ним вопросы.
- Измените слова так, чтобы они означали названия многих предметов и их признаков.
3. Физкультминутка
4. Работа с деформированным текстом (упражнение 264)
- Прочтите. Конец каждого предложения помечайте понижением голоса и паузой.
- Прочитайте слово в рамке. Что оно означает? Что такое иней?
- Да, иней - это тонкий слой кристаллов льда, образующийся осадкой паров из воздуха на охлажденные предметы. Иней еще называют инеем.
- Запомните, как пишутся слова иней, изморозь.
- Запишите два последних предложения. Подчеркните в них главные слова.
V. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (по карточкам)
- Выпишите из текста слова - признаки предметов вместе с их названиями.
Образец:
Один Много
Лесная поляна хрупкие подснежники
На лесной поляне зацвели хрупкие подснежники. Их белые головки склонились вниз. А деревья еще голые. Рыжая белочка грызет лещиновый орешек. Пестрый дятел выбивает барабанную дробь. Скоро лес наполнится звонкими голосами перелетных птиц. Наступает настоящая весна!
2. Устное творческое задание (с доски)
Лисичка - хитрая, ... (рыжая, хвостатая)
Березка - белокорая, ... (нежная, стройная)
Хлеб - свежий, ... (душистый, пышный)
Небо - чистое, ... (безоблачное, прозрачное)
3. Выборочный диктант
- Отгадайте загадки. Какие слова помогли вам это сделать?
- Внимательно слушайте, выберите и запишите только слова - признаки предметов.
• Остроносый и малый,
Серый,тихий и незлой.
Днем прячется. Ночью
Идет искать себе еду.
Весь в тоненьких иголках.
Все узнали ... (ежика).
• В чистом поле он растет
На высоких ножках,
В зеленых чулочках.
Цветочки голубые -
Оченьки приветливые. (Лен)
VI. Итог урока
- С какими словами в предложении связаны слова-признаки?
- Как изменяются слова - признаки предметов? Приведите примеры.
- Составьте предложение со словом иней.
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 265.