Урок 58
Тема. Связь прилагательных с существительными в предложении. Составление диалога. Дополнение текста. Произношение и правописание слова пуговица
Цель: учить устанавливать связи между прилагательными и существительными в предложении; закреплять умение ставить вопросы к словам - признакам предметов; обогащать словарный запас учащихся; формировать умение вести диалог в воображаемой ситуации; воспитывать толерантность в сотрудничестве.
Оборудование: предметные рисунки снегири, снеговик, пуговицы; сюжетные рисунки «В библиотеке», «В магазине».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
1. Проверка домашнего задания (упражнение 256)
- Каких же цветов не назвал мальчик?
- Прочитайте, как вы записали названия всех цветов радуги по алфавиту.
- Как еще называют оранжевый цвет? (Оранжевый, оранжевый)
- Какие предложения вы составили со словом считать? А со словом считать?
2. Минутка чистопису
ур овик овый снег
- Подберите с данными буквосочетаниями такие слова, чтобы они все начинались частью снег. (Снегирь, снеговик, снежный)
- Поставьте вопрос к каждому слову. Какое из них является признаком предмета?
- Подберите слова - признаки предметов других слов. (Снегирь (какой?) червоногрудий; снеговик (какой?) смешной)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы выясним, с какими словами в предложении связаны слова-признаки, на какие вопросы они отвечают. Также будем учиться составлять диалоги.
IV. Работа над изучением нового материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 257)
- Прочтите. Сравните содержание этого текста с текстом домашнего упражнения. О времени года в них говорится?
- Расскажите о признаках этих пор года.
- Выпишите названия предметов и связанные с ними названия признаков. Запишите по образцу.
2. Коллективная работа (упражнение 258)
- Прочитайте текст. Определите, сколько в нем абзацев.
- О чем говорится в каждом абзаце?
- По образцу предыдущего упражнения выпишите названия предметов и связанные с ними названия признаков.
- Найдите в тексте слова, которые указывают на разные времена суток. (Ночь, вечером, в полночь, утром)
- Подберите к ним слова, противоположные по значению. (День, утром, в полдень, вечером)
3. Словарная работа (упражнение 259)
- Подберите названия признаков к названиям предметов.
- Поставьте вопрос от названий предметов, названий признаков.
- Чего среди названных предметов не хватает, чтобы пришить пуговицу? А какой лишний?
- Прочитайте в рамке слово пуговица. Запишите его. Обозначьте ударение. Произнесите звуки и назовите буквы.
Разделите слово для переноса. Какое правило при этом следует помнить?
4. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
1. Дополнение текста (упражнение 260)
- Дополните текст, заменяя рисунок словами. Дайте имена мальчику и девочке. Прочитайте текст.
- Прочитайте диалог по лицами. Спишите слова вежливости. Обратите внимание, как девочка ответила на благодарность мальчика.
- Расскажите друг другу, что люди одевают, а обувают.
2. Составление диалога (по сюжетным рисунком)
- Вдвоем выберите ситуацию, участниками которой вы бы хотели быть. Представьте себя в магазине или библиотеке. Определите действующих лиц и разделите роли. Культурно ведите разговор!
VI. Итог урока
- С какими словами в предложении связаны слова-признаки?
- На какие вопросы отвечают? Приведите примеры.
- Послушаем несколько составленных вами диалогов.
- Как разделить для переноса слово пуговица?
VII. Домашнее задание с инструктажем
Упражнение 261.