Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Уроки № 62-63

Тема: Связную речь. Контрольный перевод

 

Цель: выяснить уровень сформированности основных текстотворчих умений (определение темы и главной мысли текста, коллективного составления его плана, самостоятельного отбора адекватных содержанию выразительных средств языка, реализации замысла, то есть воспроизведение исходного текста-образца с учетом сочетания разных типов речи; совершенствовать навыки самостоятельной работы, уточнять и обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое и образное мышление, память, ощущения cлова.

Оборудование: текст для перевода.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Подготовка к работе над переводом.

Чтение токсту учителем.

Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся в пассивном словаре учащихся.

Определение темы и главной мысли текста.

Определение стиля текста. Выяснение положенного в его основу типа вещания и вспомогательных типов речи.

Коллективное составление плана текста.

Повторное чтение учителем текста.

 

ИII. Самостійна работа учащихся над письменным переводом.

 

V. Подбиття итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.

Повторить п. 19.

Тексты для контрольного перевода

1. Шкаф

Девочки перешептывались в углу, в самом уютном уголке между печью и старым деревянным шкафом.

Эта приземистая шкаф подслушала не одну школьную тайну. Видимо, поэтому она кажется такой важной, как мудрая бабушка. Дверца ее плотно заперты, на них висит злой замок. Когда учительница его отпирает, он так раздраженно скрипит, что аж оскомина появляется на зубах. Но широкие дверцы шкафа открываются с мягким шелестом настежь. Бабушка приветливо приглашает войти в ее уютный дом. И тогда перед глазами появляются полки с книгами.

“Вот видите, какая я богатая! - как будто говорит старый шкаф. - Берите книжки и читайте про моря и океаны, про высокие горы и дремучие леса. Но только ничего я вам не расскажу из того, о чем шептались в углу две подружки”.

Вот шкаф стоит в углу класса. (По А. Донченком; 125 сл.)

· Объяснить значение слов закоулок (уголок, небольшое место за чомось), уютный, объяснить значение выражения появляется оскомина.

· Подобрать синонимы к словам закоулок (закамарок, закоулок), приземистый, плотно, раздраженно.

· Составить план текста (ориентировочный: 1. В уголке шептались девочки. 2. Тайны слушала приземистое шкаф. 3. Шкаф похожа на почтенную бабушку. 4. Сердитый замок на дверце. 5. Широкие двери открываются с мягким шелестом. 6. Полки с книгами. 7. Что “говорит” шкаф.)

· Написать подробный пересказ.

 

2. Лилия

Между камышом на длинных ножках плавали белые и желтые лилии. Цветы опирались на круглые листья кувшинок. Они раскрывали солнцу свои широкие, похожие на лодочки лепестки.

Лилии купчилися там, где ил и болото. Зина не удержалась, чтобы не сорвать хоть одну лилию. Вырвала большую мохнату цветок на длинной ножке и выбросила лилей на берег.

Когда девушка вылезла из воды, лилея уже увяла. Белые лепестки свернулись, цветок розтріпалась. Почему же так быстро? Отыскала причину. Стебель надломилось под самой головкой. Горло у цветка перерезано, как же она будет пить воду?

Жаль стало девушке речную красавицу. Пустила ее на воду. Волны подхватили лилей, отбили от берега. Долго следила за ней, но не могла видеть, розпрямились широкие лепестки. Если и розпрямились, то ненадолго. (По Б. Харчуком; 120 сл.)

· Объяснить значение слова кувшинка (водяная растение с большими листьями и белыми или желтыми цветами).

· Составить план (ориентировочный: 1. Лилии на круголому листе кувшинки. 2. Зина не удержалась, чтобы не сорвать цветок. 3. Лилия быстро увяла. 4. У красавицы перерезано горло. 5. Речная красавица на воде. 6. Если лепестки розпрямилися, то ненадолго.)

· Надписьaты подробный пересказ.