ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 61
Контрольный диктант
Цель: выяснить уровень усвоения орфографических и пунктуационных знаний, сформированности языковых умений и навыков по изученным в течение семестра тем; формировать умения и навыки использовать полученные теоретические знания применительно к конкретным случаям на практике; развивать логическое мышление, орфографическую и пунктуаційну грамотность, навыки самостоятельной работы, память, внимание.
Тип урока: урок проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков.
Оборудование: текст для диктанта.
Ход урока
И. Сообщение цели проверки и способов ее проведения.
II. Написание диктанта.
III. Ответы учителя на вопросы учеников по диктанту (после того, как собраны тетради).
ИV. Подбиття итогов урока.
Дополнительная упражнение. Переписать предложения, вставляя на месте точек пропущенные буквы. Обозначить в словах орфограму «сомнительный безударный гласный».
Тихая вода б...р...гы ломит. Там в..рбиця, где кр..ница. В..рба толстая, и вс..редині пустая. Как повадиться волк в овчарню, то все стадо пер..берет. В двор дров не возят, а в кр..ницю воды не льют. Як вит..р не дует, то и оч..рет не шумит. Скр..плывет дер..во долго же..ве. Бродит...г..зень между б...г...замы, белым поясом подп...г...заний. На яз...эти м...док, а в душе ледок. Что дур..нь осудит, г..зумний рассудит. К..жух лежит, а дурак др..жить. Ш..роки ворота войти, и узкие выйти. Пока гром не грянет, Иван не пер..крестится. Бывает, и чер..пок бл..щить. Плохие глаза все пер..лупают.
Народное творчество.
V. Домашнее задание. Упражнение 526 (устно).
Тексты для контрольного диктанта
1. Пороги
Солнце стояло в небе высоко. Когда впереди показался скалистый остров, гребцы обрадовались. Здесь можно было отдохнуть и порыбачить.
Дальше попадались большие и малые острова, но у них не останавливались. Вдруг лодка вздрогнул, подпрыгнул. Воздух стрясало могучий рев.
Посреди реки выступали отвесные скалы. Столбами стояла водяная пыль, а в нем дрожала и выигрывала красками радуга. Лодку раскачивала стремительное течение. Суденышко летело за водой.
На скалах стояли переправники с длиннющими шестами. Когда гребцы попадали на дно, те направили судно к проливу. Лодку выбросило из водоворота, и гребцы радостно оглянулись. Волны вокруг все еще клокотали и здиблювалися. (По Б. Комаром; 95 сл.)
2. Белочка
День от дня становилось холоднее, опадали листья. Птички быстро собирались большими стаями и звонко, шумно прощались с родными лесами и полями. Они должны были улететь далеко в теплые края, потому что здесь зимой холодно для них было и с едой трудно.
Белочка удобно умостилась в дупле дрожательной осины. Дупло было маленькое, поэтому часто ночью дождь мочил ее до костей.
Белочка очень скучала. Она расспрашивала всех, как ей переправиться на ту сторону пруда и найти старую елку. И никто точно не знал дороги до елки и не было времени ее искать. (По А. Иваненко; 90 сл.)