УРОК № 58
Тема. Контрольная работа. «Глагол. Наречие. Служебные части речи». Контрольное аудирование
Цель: осуществить контроль знаний, умений и навыков учащихся; воспитывать любовь к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают неопределённую форму глагола, а также форму прошедшего, настоящего и будущего времени глаголов; правильно их пишут и произносят; различают значения предлогов, союзов, частицы не.
Оборудование: тестовые задания, текст для контрольного аудирования.
Тип урока: контроль и коррекция знаний
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий и аудирования. Проведение инструктажа по выполнению заданий тестового характера и аудирования.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
- Выполнение учащимися тестовых заданий.
(Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.)
1. Укажите строку, в которой все части речи являются самостоятельными:
√А мы, белый, искать;
Б дерево, через, этот;
В но, горячо, весёлый.
Приведите три примера самостоятельных частей речи и укажите, какие это части речи.
2. Укажите строку, где во всех глаголах после т пишется ь:
А получает..ся, встречаться, увлекает..ся;
Б слышит..ся, улыбат..ся, занимат..ся;
√В умыват..ся, радоват..ся, катат..ся.
Расставьте ударение в словах: поняла, гнала, спала.
3. Укажите строку, где во всех случаях не является частицей и пишется раздельно:
А (не)бывать, (не)годовать, (не)навидеть;
√Б (не)выполнять, (не)чувствовать, (не)приходить;
В (не)запомнить, (не)волить, (не)хотеть.
С одним из данных глаголов составьте и запишите предложение.
4. Укажите группу словосочетаний, в состав которых входит глагол 2-го лица:
А высоко взлететь, легко достичь;
Б сильно напрягся, очень стремился;
√В широко льёшься, глубоко нырнёшь.
Из словосочетаний выпишите наречия и поставьте в них ударения.
5. Укажите строку, в которой все предлоги употреблены правильно:
А иду со школы, приехать з Киева;
Б говорить про передачу, скучаю за бабушкой;
√В подошёл к дому, волноваться о детях.
Запишите словосочетания с речевыми ошибками в исправленном виде.
6. Укажите предложение, в котором союз употреблён неверно.
√А Он человек хороший, но добрый.
Б Цветы пахли резко, но приятно.
В Учитель был строгий, но справедливый.
Составьте предложение с союзом.
- Проведение контрольного аудирования.
I вариант
ЁЖ
Раз я шёл по берегу ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня и свернулся. Я прикоснулся к нему кончиком сапога. Он страшно фыркнул.
— Ах, ты так! — сказал я и спихнул его в ручей. Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине — иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал — ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Положил я этот колючий комок посреди пола и сел писать, а сам уголком глаза смотрю на ежа. Недолго он лежал неподвижно. Как только я затих у стола, ёжик развернулся, огляделся, попробовал идти туда, сюда. Выбрал себе место под кроватью и там совершенно затих.
Когда стемнело, я зажёг лампу. Ёжик выбежал из-под кровати. Он, конечно, подумал, что это луна взошла в лесу: при луне ежи любят бегать по лесным полянкам. И он пустился бегать по комнате.
Я взял трубку, закурил и пустил возле луны облачко. Стало совсем как в лесу: и луна, и облака. А ноги мои были как стволы деревьев и, наверное, очень нравились ёжику. Он так и шнырял между ними, нюхал и почёсывал иголками мои сапоги.
Я прочитал газету, уронил её на пол, лёг на кровать и уснул.
Сплю я всегда очень чутко. Слышу — какой-то шелест в комнате. Я зажёг свечу и заметил, как ёж юркнул под кровать. А газета лежала уже не возле стола, а посредине комнаты. Я оставил гореть свечу, а сам не сплю, раздумываю. «Зачем ёжику газета понадобилась?» Скоро мой жилец выбежал из-под кровати — прямо к газете. Вертелся возле неё, шумел, и наконец надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.
Тут я понял его. Он тащил её себе для гнезда. Скоро ёж весь обернулся газетой и сделал себе из неё настоящее гнездо. Когда он кончил это важное дело, он вышел из своего жилища, остановился против кровати и стал разглядывать свечу — луну.
Я спрашиваю:
— Что тебе ещё надо?
Ёжик не испугался.
— Пить хочешь?
Я встал. Ёжик не бежит.
Взял я тарелку, поставил на пол, принёс ведро с водой. То налью воды в тарелку, то опять волью в ведро. И так шумлю, будто это ручеёк.
— Ну, иди, иди,— говорю.— Видишь, я для тебя и луну устроил, и облака пустил, и воду приготовил.
Смотрю: ёжик двинулся вперед. А я тоже немного подвинул к нему своё озеро. Он движется — и я двигаю. Так мы и сошлись.
— Пей,— говорю. И он стал лакать.
А я легонько по колючкам рукой провёл, будто погладил, и говорю:
— Хороший ты малый, хороший!
Напился ёж, я говорю:
— Давай спать.
Я лёг и задул свечу.
Не знаю, сколько я спал. Слышу: опять в комнате работа. Зажигаю свечу. Ёжик бежит по комнате, а на колючках у него — яблоко. Прибежал в гнездо, оставил его там и за другим бежит в угол. А в углу стоял мешок с яблоками. Вот ёж подбежал, свернулся около яблок и опять бежит. На колючках другое яблоко тащит в гнездо.
Так вот и устроился у меня ёжик. А сейчас, когда я пью чай, я непременно его на стол беру. То молока ему налью — он выпьет, то булочки ему дам — он съест.
(480 сл.) (М. Пришвин)
Вопросы к тексту «Ёж»
1. Автор нашёл ежа:
√А на берегу ручья;
Б на берегу речки;
В на берегу озера.
2. Ёж нашёл себе пристанище:
А под столом;
√Б под кроватью;
В под креслом.
3. Что заменяло ежу луну?
А свет телевизора;
Б свет фонаря;
√В свет свечи.
4. Ёж обнаружил мешок с яблоками:
А на стуле;
√Б в углу;
В на столе.
5. Автор подкармливал ёжика:
А яблоками и булочкой;
Б яблоками и молоком;
√В молоком и булочкой.
6. К какому стилю речи относится текст?
√А Художественный;
Б разговорный;
В научный.
II вариант
ЗАБОТЛИВЫЙ ЦВЕТОК
Есть такое растение — высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется он кипрей.
Об этом кипрее я и хочу рассказать.
Прошлым летом я жил в маленьком городке, около которого сажали сосновые леса.
Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович любил немного посидеть на скамейке около воды.
В этот вечер я тоже застал лесничего на скамейке на берегу реки. В омуте у наших ног плавала необыкновенно зелёная ряска. На чистых местах цвёл водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.
— Кипрей — это наш помощник,— заметил Михаил Михайлович.
— Не знаю, чем кипрей вам помогает. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
— Потому его и прозвали в народе Иван-чаем,— объяснил Михаил Михайлович.— А помогает он нам вот в чём.
Михаил Михайлович стал рассказывать.
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно ещё кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов погибают.
Оказалось, что кипрей — очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут все слабенькие побеги, пока зима не покроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их защитник, их нянька. Кипрей не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил Михаил Михайлович.— Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят. Нет у нас лучших друзей, чем растения.
Перед отъездом я сорвал кисть кипрея и высушил в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.
Я заложил эту сухую кисть в толстую книгу. И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь этого простенького и скромного цветка интереснее самых волшебных сказок.
(405 сл.) (По К. Паустовскому)
Вопросы к тексту «Заботливый цветок»
1. Как ещё называют кипрей?
А Иван-да-Марья;
√Б Иван-чай;
В водокрас.
2. Где разрастается кипрей?
√А На лесных пожарищах и порубках;
Б на берегах рек;
В в оврагах.
3. Чем ценен кипрей?
А Его листья заваривают вместо чая.
Б Он украшает землю своими яркими пунцовыми цветами.
√В Он выделяет из себя теплоту.
4. Какое значение имеет слово «пунцовый»?
√А Ярко-красный;
Б темно-красный;
В ярко-розовый.
5. Определите основную мысль текста.
√А Нет у нас лучших друзей, чем растения.
Б Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.
В Вокруг кипрея всегда стоит тёплый воздух.
6. Определите тип речи данного текста.
А Описание;
√Б повествование;
В рассуждение.
III. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Записать пять названий животных и подобрать к каждому из них по два их признака.
Образец: жираф — высокий рост, добрый нрав.
IV. ИТОГ УРОКА
Ответы на вопросы учащихся.