УРОК № 57
Тема. Повторение и обобщение по теме «Морфология». Подготовка к контрольной работе
Цель: повторить и обобщить изученное по теме «Морфология»; подготовиться к контрольной работе по теме «Глагол. Наречие. Служебные части речи»; воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают самостоятельные и служебные части речи; распознают неопределённую форму глагола и правильно произносят её; знают об особенностях отдельных форм глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени в сопоставлении с украинским языком; правильно произносят наречия, различают значения рассмотренных предлогов, союзов, частицы не.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Интерактивное упражнение «Микрофон».
— На уроке я хочу закрепить...
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Объяснительный диктант.
Подчеркните и объясните написание -тся и -ться в глаголах. Выделите графически предлоги, союзы, частицы.
Не потрудиться — хлеба не добиться. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Всякое дело человеком ставится и человеком славится. Волков бояться — в лес не ходить. От работы руки не отнимутся.
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
- Тренировочные упражнения.
1. От данных глаголов образуйте глаголы 2-го и 3-го лица единственного числа. Выделите окончания.
Образец: шагнул — шагнёшь, шагнёт.
Толкать, мелькать, включить, прогуляться, кивать, смеяться.
2. Спишите глаголы прошедшего времени. Расставьте ударения.
Была’, не’ был, дала’, да’ли, жила’, на’чал, начала’, на’чали, по’нял, поняла’, по’няли, со’здал, создала’, со’здали.
3. Образуйте от прилагательных наречия. Расставьте ударения. С двумя наречиями составьте предложения.
Образец: высокий — высоко’.
Широкий, глубокий, лёгкий, далёкий, жестокий, завидный.
4. Переведите текст с украинского языка на русский (текст лежит на каждой парте). Надпишите над самостоятельными частями речи, какая это часть речи, служебные части речи выделите графически.
З вогнем та водою не жартуй. Від своєї совісті не втечеш. Добрі вісті не лежать на місті. Добро не пропадає, а зло не вмирає. Гірко поробиш — солодко з’їси. Спочатку думай, а потім роби.
- Индивидуальная работа по карточкам.
КАРТОЧКА № 1
Преобразуйте словосочетания по образцу, заменив прилагательное + существительное сочетанием глагол + наречие.
Образец: горячий спор — горячо спорить.
Резкий удар, быстрая ходьба, случайная встреча, тихая беседа, громкий разговор.
КАРТОЧКА № 2
Подберите к наречиям антонимы.
Говорить весело, подниматься быстро, писать небрежно, смотреть грозно, слушать внимательно.
КАРТОЧКА № 3
Раскройте скобки, подобрав подходящий предлог. Определите падеж существительного.
Заплатить (багаж), рассказать (поход), увериться (правота), предостеречь (опасность), отойти (остановка), выйти (школа).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал: [1] § 43-52; [2] § 57-64.
2. Выполнить упражнения: [1] заполнить таблицу, с. 261; [2] 404, 407.
V. ИТОГ УРОКА
- Интерактивное упражнение «Микрофон».
— Самым сложным для меня на уроке было.