Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 59

Тема. Словосочетания. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову

 

Цель: научить школьников определять главное и зависимое слова в словосочетании; ставить смысловой вопрос к зависимому слову, составлять словосочетания по данной схеме и правильно использовать их в речи; воспитывать культуру речи учащихся.

Ожидаемые результаты: учащиеся определяют главное и зависимое слова в словосочетании; ставят смысловой вопрос к зависимому слову; составляют словосочетания по данной схеме.

Оборудование: учебник, таблица «Словосочетание», раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Творческая работа.

К каждому слову подберите зависимое с целью более точного, конкретного определения предмета, признака, действия.

Яблоко (спелое яблоко), стол (компьютерный стол), сладкий (слишком сладкий), вкусный (очень вкусный), учить (учить правило), улыбаться (улыбаться другу).

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 265.

Работа с таблицей.

См. с. 192.

 

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

 

Роль в языке

называет предмет, действие, признак (точно, конкретно)

Строение

главное слово ? зависимое слово

Как связывает слова

1) по смыслу (вопрос) и грамматически (окончание или окончание + предлог)

какой?

весенний день — именное

 

где?

гулять в парке — глагольное

 

2) только по смыслу (нет грамматической связи)

в какой мере?

 

Вопросы учащимся.

— Какую роль играют словосочетания в языке?

— Из каких слов состоит словосочетание?

— От какого слова к какому ставится вопрос?

— Как связываются слова в словосочетании?

Тренировочные упражнения.

1. Назовите пары слов, из которых можно составить словосочетания. Почему из остальных — нельзя? Составьте возможные словосочетания и запишите их. Обозначьте главное и зависимое слова и укажите, как они связаны.

Вкусный, запеканка; вкусный, сковородка; салат, огурец; салат, гвоздь; очень, смешной; очень, золотой.

2. Подберите к данным словам по образцу зависимые слова, чтобы получились более точные названия предметов (по разным признакам).

Образец: дом — кирпичный дом, высотный дом, жилой дом, дом с колоннами. Шкаф, платье, цветы, дерево.

3. Замените словосочетания «существительное + существительное» словосочетаниями «прилагательное + существительное». Запишите. С любыми двумя составьте предложения.

Образец: берег моря — морской берег.

Лучи солнца, опушка леса, жители села, собрание класса, библиотека школы.

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Переведите с украинского языка на русский. В скобках запишите вид словосочетания: глагольное или именное.

Пташині гнізда, залетіли на подвір’я, плете спідницю, важка справа, вікна вагона, вогка від дощу, виконати прохання.

2. Из предложений, записанных на доске, выпишите сначала именные словосочетания, а потом глагольные. Определите главное и зависимое слова. Как они связаны?

Разыгрался ветер на лесной поляне. Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. Пчёлка в соты спускает по капельке мёд.

(По Е. Трутневой)

— Почему «разыгрался ветер», «ветер пахнет», «пчёлка спускает» не являются словосочетаниями?

Творческая работа.

Составьте по 5 словосочетаний данного типа.

I вариант

Наречие + глагол.

II вариант

Прилагательное + существительное.

III вариант

Существительное + существительное.

Редактирование предложений.

Найдите в предложениях ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

Я пришёл со школы и принялся мастерить скворечник. Учитель говорил нам за эту книгу. Я радовался успехам своего друга. Пассажиры оплатили за проезд в троллейбусе.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прочитать теоретический материал: [1] § 53; [2] § 26.

2. Выполнить упражнение: [1] 576; [2] 165.

 

IV. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Чем словосочетание отличается от слова?