Раздел 5
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
1.2. Психологический анализ педагогического общения
Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагога и учащихся. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие, которое создает социально-психологический климат, атмосферу труда педагога и учащихся, в которой решаются задачи обучения и воспитания.
Педагогическое общение включает такие компоненты, как задачи и средства взаимодействия с детьми, приемы самоанализа. Оно одновременно реализует перцептивну, коммуникативную и интерактивную функции общения, используя при этом широкое разнообразие вербальных, художественных, символических и кинетических средств. Структурной единицей анализа педагогического общения считается коммуникативный акт в форме диалога, в рамках которого обеспечивается обмен информацией и взаимопонимание педагога и учащихся. С функциональной точки зрения, такое общение является контактная (или дистантна), информационная, координированная взаимодействие, которое устанавливает взаимоотношения всех субъектов образовательного процесса.
Педагогическое общение характеризуется тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на учеников (их актуальное состояние, перспективы развития всех и каждого) и на предмет усвоения. Большинство исследователей выделяют в педагогическом общении учебную, воспитательную и фасилитативную функции.
В психологической литературе рефлектуються такие этапы общения:
• ориентировка в ситуации общения;
• проявление инициативы, или коммуникативная атака;
• осуществление общения;
• анализ его результатов и уровни общения: когда один человек для другого является предметом или средством (примитивный уровень), соперником (манипулятивное), социальной маской или партнером (формальное или конвенциональное общение), целью, содержанием и источником (игровое, деловое и духовное общение).
Важным условием продуктивного педагогического общения является установка учителя на положительное отношение к личности воспитанника, которое реализуется через систему приемов поощрения. А именно поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Психологические критерии, по которым различаются эти два типа педагогических стимулов, могут быть представлены следующим образом:
ЭФФЕКТИВНОЕ ПООЩРЕНИЕ
Осуществляется постоянно сопровождается объяснением, что именно поощряется Проявляется заинтересованность в успехах ученика
Учитель поощряет достижение определенных результатов Ученику сообщается о значимости результатов, которых он достиг
НЕЭФФЕКТИВНОЕ ПООЩРЕНИЕ
Осуществляется нерегулярно Делается в общих чертах, без объяснений
Внимание к успехам учащегося фор-мальная и минимальная Отмечает участие в работе вообще
Сведения о достижениях подаются без акцента на их значимости
Ориентирует ученика на важность развития умение организовать работу для достижения цели
Учитель дает сравнение прошлых и настоящих результатов ученика
Поощрения для определенного ученика осуществляется в соответствии с его затраченных усилий
Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями ученика
Влияет па мотивационную сферу ученика, опираясь на внутренне-личностные стимулы: насичування познавательного интереса, удовлетворение от процесса обучения, саморазвитие соответствующих умений и качеств.
Учитель обращает внимание ученика на связь улучшения успеваемости ученика и реализации его потенциальных возможностей
Содействие возникновению заинтересованности ученика к новой работе, когда прежнее задание выполнено.
Ориентирует ученика на соревнования, сравнения собственных результатов с другими Достижения учащегося оцениваются в сравнении с достижениями других.
Поощрение не зависит от усилий, которые потратил ученик на достижение результата
Достигнутый результат связывается лишь с наличием внешних обстоятельств или способностей ученика
Опора при поощрении ученика на внешние стимулы: заслу жить похвалу учителя, победить в соревновании, получить награду и т.д.
Акцентирование внимания на том, что прогресс успешности обучения ученика зависит от усилий педагога
Педагог вмешивается в процесс работы ученика, отвлекает от необходимости постоянной работы
Перспективным направлением психологического анализа педа-гогічного общения является исследование осложнений, которые возникают в учебном процессе как следствие существования психологических барьеров общения, что их не всегда осознают даже сами учителя. Такие барьеры можно объединить в три основные группы:
• Боязнь класса и педагогической ошибки.
• Несоответствие установок на сотрудничество педагога и учащихся, существование у преподавателя установки, сформированная в результате его предыдущего негативного опыта работы вообще и с учеником или классом частности.
• Неадекватность собственной деятельности педагога конкретной коммуникативной ситуации образовательного процесса, чаще всего вследствие ограничения общения только передачей информации или механического копирования стиля общения референтного лица, несоответствующего собственным индивидуально-психологическим особенностям учителя. Специальные исследования свидетельствуют, что барьеры первой группы, как правило, преодолеваются с приобретением опыта педагогической работы. Барьеры второй группы, связанные с дефицитом социальной компетентности учителя, недоразвитием механизмов социальной перцепции и рефлексии, требующих сознательного и целенаправленного развития составляющих социального интеллекта учителя, указанных выше, а это оптимально осуществляется в рамках активного социально-психологического тренинга под руководством специалиста - практического психолога. Третья группа барьеров для преодоления требует в дополнение к опыту работы и социально-психологического обучения еще и повышение общей культуры педагога, его профессиональной, внутренне личностной и социальной компетентности, увеличение показателей общего уровня личностного и интеллектуального развития.