ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 57
Тема. Развитие связной речи. Сочинение-описание предмета по картине
Цель: учить учащихся составлять сочинения-описания предмета по картине; совершенствовать культуру устной и письменной речи; обогащать словарный запас школьников; развивать наблюдательность; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: учебник, репродукции картин.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
III. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ
1. Демонстрация учителем репродукций картин.
(натюрмортов К. Билокур «Завтрак», «Цветы, яблоки, помидоры», «Цветы и овощи», «Привет урожаю». Кроме того, учитель может и сам выбрать репродукции картин.).
2. Беседа.
- Какие предметы изображены на этих репродукциях?
- Как художники строят свои произведения: что изображено в центре картины, а что - на заднем плане?
- Как называются такие картины?
- Что означает слово «натюрморт»?
3. Работа по учебнику.
Упражнение 377.
4. Проблемные вопросы.
- Объяснить высказывание французского писателя, математика, физика Бы. Паскаля: «Какой это странный живопись - натюрморт, он заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых совсем не намилуєшся».
- Вспомнить натюрморты, которые понравились. Чем именно они понравились?
5. Рассказ учителя о художнице Катерине Билокур.
Екатерина Васильевна Белокур
Екатерина Васильевна Белокур родилась 7 декабря 1900 года в селе Богдановке бывшего Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне Киевская область) в крестьянской семье. Семья жила скудно, и Катя не могла учиться в школе. Девочке подарили букваря, и за ним она сама научилась грамоте. «На этом мое образование начальное, среднее и высшее закончилась»,- скажет Екатерина Билокур позже. И девушка тянулась к книге и творчеству. Она очень красиво вышивала, шила. А однажды ей захотелось что-то нарисовать. Сажей на полотне она нарисовала «каких-то выдуманных птиц». «И тогда мне мои произведения такие замечательные сдались! - писала она впоследствии в письме к друзьям. - Было так радостно на душе, что я так сумела выдумать. И смотрела я на тот рисунок, и смеялась, как сумасшедшая».
Забитые, темные родители не понимали неудержимого влечения к дочери «того святого живописи». Ее ждала ежедневная тяжелая работа крестьянки, и очень трудно было вырвать хотя бы минутку для рисования. Только в праздники, после обеда, Катя могла рисовать...
И на жизненном пути девушки встретились люди, которые помогли ей в самообразовании. Учитель Иван Григорьевич Калита давал Екатерине читать книги из своей собственной библиотеки. В его гостеприимной хате она ознакомилась с альбомом репродукций Третьяковской картинной галереи.
Большое влияние на пробуждение девушки относительно творчества, в частности к живописи, имел Т. Г. Шевченко. «...Ничто на меня не вдіяло такого впечатления, как “Кобзарь”, - пишет она. - Как взяла я того “Кобзаря” в руки, как глянула на те волшебные рисунки, как прочитала те стихи дорогие и прозу (там же он и о художниках пишет), и так, как вот старые люди говорят, будто мне кто задание дал. Вот как засело у меня в голове то великое слово - художник».
Волшебная природа родного села, разнообразие деревьев, цветов, зеленого руна трав стали для Екатерины Билокур академией искусств. Девушка самостоятельно постигает тайны техники живописи. До художественного воспроизведения красоты окружающего мира она идет наугад. Любуясь каждым цветочком, листиком, травинкою, веткой и стволом дерева, цветовой гаммой сумерек світань, голубым небом погожий день, она учится у природы сочетать цвета и их оттенки, передавать на холсте светотеневые переходы.
Нарисованные углем, растительными красками на холсте, первые произведения художницы не сохранились. Масляными красками она начала рисовать портреты родных и односельчан на фанере. О том, что полотно перед рисованием картины грунтуют, Екатерина Билокур тогда еще не знала, потому что не общалась с художниками-профессионалами. Наложения многих слоев краски и было почвой для картин.
Больше всего захватывали Екатерину цветы. Они влекли ее в цветнике, на огороде, в поле, на лугах, за заборами вдоль улиц Богдановки. Удивительной силой своей фантазии народная мастерица сумела передать на холсте необыкновенную красоту, разнообразие цветов родной земли. В одном из писем она писала: «...мо’ вы неудовлетворенные моей работой, что я рисую только цветы? И как же их не рисовать, как они такие красивые! Я и сама как начну рисовать какую картину цветов, то и думаю: вот как эту закончу, тогда уже буду рисовать что-нибудь из жизни человеческой. Но пока закончу, то в голове заснується целый ряд картин, и одна от другой восхитительные, и одна от другой красивее, и все же и цветы. Вот вам такое. А как придет весна и зазеленеют травы, а потом и цветы зацветут! Ой Боже мой! Как глянешь кругом, то и хорошая, а та еще лучше, а и еще чудовіша, и вроде посхиляються до меня, и как не скажут: “Кто же нас тогда будет рисовать, как ты бросишь?” То я все на свете забуду, и опять рисую цветы. Ой, не сердитесь на меня, мои близькії и далекії друзья, что я рисую цветы, ибо из цветов картины красивые».
Влюбленная в мир цветов, женщина идет за тридцать километров пешком под Пирятин, чтобы там в лесу увидеть, как цветет ландыш.
Чтобы до тончайших деталей передать форму и цвет цветки, стебельки, листка, прозрачность каждой ягодки гроздья винограда, грозди калины, художница сама делала тоненькие, как иголочки, кисточки из нескольких кошачьих волосков, вишневой веточки.
Во второй половине 30-х годов до Екатерины Билокур пришло признание. Ее живописью заинтересовались Полтавский областной и Киевский центральный дома народного творчества. Этому способствовала выдающаяся певица Оксана Петрусенко. Картины Екатерины Билокур экспонируются на выставках и вызывают огромное восхищение зрителей. Известные художники помогают Екатерине Васильевне глубже постичь тайны живописи. 1941 года было организовано персональную выставку картин народной мастерицы в Полтавском краеведческом музее. К сожалению, выставка погиб в начале войны. Украинское изобразительное искусство понесло большую потерю. Осталось лишь несколько картин, которые были дома у художницы: «Цветы в тумане», «Портрет племянницы», «Георгины», «Полевые цветы».
Наиболее плодотворным в творчестве Екатерины Билокур был послевоенный период. Тогда она создала такие жемчужины, как «Царь-колос», «Буйная», «Привет урожаю», «Родное поле», «Завтрак», «В Шрамківському районе на черкасской земле» и др.
В последние годы жизни художница писала акварельными красками пейзажи, отражающие ее восхищение красотой природы родного края в разные времена года («Сентябрь в селе Богдановке», «Осень в селе Богдановке на загреблі», «За селом», «Роща», «ранней Весной»).
6. Демонстрация репродукции картины К. Билокур Богдановские яблоки».
Эту работу можно провести с вопросами учебника, с. 163.
7. Работа по учебнику.
Упражнение 379.
8. Беседа.
1) Что изображено на переднем плане натюрморта?
2) Какая цветовая гамма преобладает на картине?
3) Как художница выписывает детали изображенных предметов?
4) Какое впечатление производит картина?
5) Что утверждает художница своей картиной?
9. Подбор опорных слов и выражений к сочинению-описанию.
Яблоки - спелые, налитые солнцем, сочные, ароматные, медовые, краснощекие, свежие, крупные, золотистые;
платок - большая, клетчатая, сине-фиолетовая, нежно-лиловая;
ветки цветущих яблонь - ... ;
птички - ... .
10. Составление устного произведения.
(Ученики используют подобранный материал.)
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА ЧЕРНОВИКАХ. ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ СЛАБО ПОДГОТОВЛЕННЫМ УЧАЩИМСЯ
V. ЗАЧИТЫВАНИЯ ДВУХ-ТРЕХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧАЩИМИСЯ
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дописать сочинение.