УРОК № 56
Тема. Частица не
Цель: дать учащимся представление о частице как служебной части речи; дать понятие о значении частицы не; развивать орфографическую зоркость; воспитывать культуру речи школьников.
Ожидаемые результаты: учащиеся имеют представление о частице как служебной части речи; о значении частицы не, правильно пишут не с глаголами.
Оборудование: учебник, тексты для перевода.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Игра «Найди пропажу».
Прочитайте предложения. Спишите, вставив необходимые по смыслу слова. Слова какой части речи «потерялись» в предложениях?
Я изучаю испанский язык, а английский. Мне нравятся спокойные игры, я люблю подвижные. Брат приехал поездом, он прилетел самолётом.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Проверка домашнего задания.
- Объяснительный диктант.
Подчеркните и объясните написание -тся и -ться в глаголах. Выделите графически предлоги и союзы.
АПРЕЛЬ
В апреле распускаются почки на деревьях и кустарниках. Появляется первая зелень. Возвращаются в родные края птицы. Вскрываются реки. Начинают показываться первые насекомые. Длинные серёжки ольхи покачиваются от ветра, над ними стали подниматься облачка жёлтой пыльцы.
(По И. Балбышеву)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
- Работа с учебником.
Прочитайте теоретический материал: [1] с. 257; [2] с. 130 (таблица).
- Вопросы учащимся.
— Почему частицы относят к служебным частям речи?
— Для чего служит частица не?
— Как пишется не с глаголами?
- Тренировочное упражнение*.
Спишите с доски предложения, ставя отрицательную частицу не перед глаголами. Подчеркните орфограмму.
Образец: подумаешь — решишь задачу. Не_подумаешь — не_решишь задачу. Приедешь — увидишь горы. Будет хлеб — будет и обед. Посеешь — урожай соберёшь. Упустишь минуту — потеряешь час.
- Словарный диктант.
Запишите слова. Составьте два предложения с глаголами, которые пишутся слитно.
Ненавидеть, не мечтать, не работать, не быть, негодовать, неволить, не прожить, недомогать, не думать, не сметь.
- Слово учителя.
Иногда употребление частицы не в предложении придаёт ему не отрицательный, а положительный смысл.
Сравните: Я могу тебе помочь. Я не могу тебе не помочь.
- Тренировочное упражнение.
Перестройте предложения так, чтобы они приобрели сначала отрицательное значение, а потом — положительное.
Я могу думать о будущем. Я могу заниматься спортом. Я могу принимать участие в концерте. Я могу учиться лучше.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Объяснительный диктант.
Выделите графически частицу не (Δ), союзы и предлоги.
Речка не мутнеет и не темнеет. Без косы сена не накосишь. Честный человек ненавидит зло и ложь. Семеро одного не ждут. Брат недоумевал. После драки кулаками не машут.
- Тренировочное упражнение.
Переведите с украинского языка на русский.
ШАНУЙТЕ КНИЖКУ
Загорни книжку в папір — (не)бруднитиметься обкладинка. (Не)читай книжку, коли їси,— можеш забруднити її. (Не)клади в книжку олівців, ручок — від цього псується книжка. (Не)рви сторінок, (не)малюй і (не)пиши нічого в книжці, (не)роби ніяких позначок, (не)перегинай книжку.
- Творческая работа.
Составьте и запишите несколько правил культуры ведения диалога.
Образец: Не перебивай собеседника. Не говори с набитым ртом.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать теоретический материал: [1] § 52; [2] § 57.
2. Выполнить упражнение: [1] 57; [2] 388.
VI. ИТОГ УРОКА
- Вопрос учащимся.
— Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
________________________________________________________
* Здесь и далее учитель также может воспользоваться пособием: Зима Е. В. Слитно, раздельно или через дефис? — Харьков: Издательство «Ранок».