Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 5

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

 

1.1. Специфика и структура педагогической деятельности

 

Современное научно-психологическое исследование любого субъекта педагогической деятельности предполагает психологический анализ его профессиональной компетентности. Этот термин объединяет в себе три основные стороны феномена педагогического труда: педагогическую деятельность, педагогическое общение и проявления личности педагога, которые считаются отдельными процессуальными показателями (или блоками) та-кой компетентности.

Результативность педагогического труда учителя, воспитателя или преподавателя оценивается по тех качественных положительных изменениях в психическом развитии учащихся, воспитанников или студентов, которые произошли под влиянием педагога. Здесь учитывается личностное и интеллектуальное развитие объектом приложения педагогических усилий, его становления как личности и субъекта учебной деятельности.

В результативных показателях профессиональной компетентности принято различать два блока:

обученность и навчальність;

воспитанность и виховуваність.

Педагогический труд - это один из самых сложных видов человеческой деятельности. Эффективное осуществление ее требует наличия определенных психологических качеств, а также оперирования широкими и разносторонними профессиональными знаниями и умениями, на основе которых педагог вырабатывает собственное практическое решение. Как и любой другой деятельности, такой деятельности присущи: мотивы, целеполагание и предметность (психологическая структура деятельности: мотив, цель, предмет, средства, способы, продукт и результат), а ее специфическим признаком является производительность.

По этому критерию можно выделить пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

непродуктивный уровень (репродуктивный) - деятельность педагога как ретрансляция знаний;

малопродуктивный (адаптивный) - здесь учитель пристраивает знания к особенностям аудитории;

средне-продуктивный (локально моделирующий) - предполагает владение педагогом стратегиями обучения по отдельным разделам предмета;

производительный, или системно моделирующий уровень предполагает владение педагогом технологией формирования системных знаний из преподавания;

высокопроизводительный уровень развития профессиональной деятельности дает педагогу возможность превращать свой предмет в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании и самообразовании.

Структура педагогической деятельности включает цели и задачи (это, по сути, те же цели, конкретизированы в определенных условиях), которые реализуются совокупностью определенных действий (умений): основными среди умений есть гностические, конструктивные, организационные и коммуникативные.

Педагогические цели разделяют на такие:

по степени обобщенности - выходные и общие для всех педагогов;

этапные для различных учебных курсов, учебных предметов;

оперативно-конкретные для определенного контингента учащихся;

ориентированы на различные стороны их психического развития (учебные, воспитательные).

Совокупность условий, в которых педагог ставит цели и принимает решения, имеет название педагогической ситуации. Это ситуации, в рамках которых решаются задачи обучения и воспитания. Они могут быть запланированными и неожиданными, прогнозируемыми и малоочікуваними, спокойными и конфликтными. В состав педагогической ситуации как единицы анализа педагогической деятельности включают: задачи (осмысление ситуации с целью ее решения), действия ее участников (учителя и ученика), условия, этапы ее решения (аналитический, проектировочный, исполнительский).

Под технологией труда педагога понимают предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса с учетом перспектив деятельности и развития самих учащихся и дальнейший контроль за этим процессом.

Выделяют несколько видов деятельности учителя: учебная, воспитательная, организационная, консультативная, самообразовательная и т.д. В каждом из них реализуются определенные педагогические функции, которые исследователи объединяют в две группы - цілепокладальні функции и организационно-структурные.

Цілепокладальні функции - орієнтувальна, мобилизующая (стимулирующая), развивающая и информационная. Они соотносятся с академическими, дидактическими, коммуникативными и лидерскими способностями педагога и предусматривают формирование на их основе соответствующих умений.

Организационно-структурные функции - конструктивная, организационная, коммуникативная и гностическая.

Конструктивная функция обеспечивает отбор учебной информации, проектирования собственной деятельности и деятельности учащихся. Организационная - "отвечает" за организацию информации и различных видов деятельности учащихся и учителя в ходе педагогического взаимодействия. Коммуникативная функция предусматривает налаживание конструктивных взаимоотношений с учащимися, с их родителями и с другими педагогами. А гностическая сориентирована на исследование аспектов объективной информации, а также информации, что идет от субъектов (связана с людьми).

Полноценная реализация этих функций предполагает высокий уровень развития гностических (академических), перцептивных, речевых (экспрессивных) и коммуникативных способностей. Гностические способности ставят в центр системы педагогических способностей человека. Сравнивая умение среднего педагога и мастера, можно прийти к выводу, что как тот, так и другой хорошо ориентируются в предмете преподавания, способные к организации детей, но педагог - мастер в дополнение еще и обладает способностью реализовать гностические умения по трем направлениям:

• он хорошо владеет знаниями дифференциально-педагогического содержания (имеется в виду возможность рефлексии специфических особенностей определенной аудитории, учитывая не одну и ту же лекцию в разных аудиториях он может читать по-разному);

выделяет и анализирует индивидуально-психологическую информацию, поступающую от каждого отдельного ученика как объекта обучения, и активно использует такие знания;

умеет работать с аутопсихологічною информацией: здесь имеется в виду способность педагога как субъекта познания стать для себя объектом (учитывать при проектировании педагогического процесса тип, к которому он себя относит, стиль преподавания, особенность воздействия на аудиторию, подачи отдельной информации).

Итак, высокопродуктивной педагогической деятельностью может овладеть лишь та личность, которая умеет быстро и эффективно приобретать, достраивать или перестраивать необходимую информацию предметного и социального содержания.