II СЕМЕСТР
УРОК 59
Тема. Село. Закрепление изученных слов по теме. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного. Изменение значения слов способом добавления или удаления одного звука в слове
Цель: закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук; расширять знания учащихся по теме «Село»; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; прививать любовь к труду.
Оборудование: предметные рисунки.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Сообщение темы и задач урока
— Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о труде людей в селе, о том, что выращивают в садах и на огородах. Узнаем, почему в народе говорят: «Доплясались, что без хлеба остались».
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слушание рассказа Я. Тайц «Всё здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нём видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растёт?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб?! А булки где?
— Булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Всё здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?
2. Беседа по содержанию рассказа
— Правду ли сказала бабушка?
— Где же растут булки и пряники?
— Кто работает на поле?
— Что делают плугом? бороной? сеялкой?
— Каким зерном засевают поля? (Рожью, пшеницей, овсом, кукурузой)
3. Фонетическая работа
— Разделите на слоги слова. Назовите ударный гласный звук.
Рожь, пшеница, овёс, кукуруза.
На доске вывешены предметные картинки: трактор, поле, комбайн, машина.
Учащиеся делят слова на слоги, определяют ударный гласный звук.
4. Беседа
— Зачем нужны эти инструменты? (Рисунки: грабли, лопата, лейка, сапка.)
— Где ими работают? (На огороде)
— Что растёт на огороде?
— А в саду?
5. Фонетическая работа
— Послушайте рассказ про Лушу и лужу.
Луша вышла погулять. Надела шаль. На пути у неё была большая лужа.
Луша обошла лужу, но Лушина шаль упала в лужу. Ах, как жаль шёлковую шаль!
— Чем отличаются слова Луша и лужа по звучанию? (Звуками [ш], [ж])
— А что обозначают эти слова? (Луша — имя девочки, лужа — вода после дождя, скопившаяся на земле.)
— Послушайте ещё раз последнее предложение и скажите, какие слова в нём отличаются одним звуком. (Жаль — шаль; [ж] — [ш])
6. игра «Составь новое слово»
Лей — сей
шёл — вёл
пёс — нёс
роет — воет
рот — кот
лак — мак
зуб — суп
кит — кот — рот — крот
почка — бочка — кочка — качка
бутон — батон — барон
дым — дом — дам
ёлка — чёлка — пчёлка
сею — вею — вою — мою — пою
Комментарий: изменяя один звук, нужно изменить смысловое значение слова. В качестве подсказки работу можно сопровождать демонстрацией предложенных картинок.
IV. Закрепление изученного материала
1. Слушание украинской народной сказки «Колосок»
2. Беседа по содержанию сказки
— Кто нашёл колосок?
— Кто его обмолотил? на мельницу отнёс?
— Что ещё делал петушок? (Тесто месил, пироги пёк)
— А мышата что делали?
— Почему петушок не угостил мышат пирогами?
— Как назвал петушок мышат? (Лодыри и лентяи)
— Про кого в народе говорят: «Доплясались, что без хлеба остались»? (Про лентяев и бездельников)
— Можно ли получить хороший урожай, если будешь лениться и бездельничать?
— Вырастут ли овощи на огороде, если их не поливать, не пропалывать?
V. Итог урока
— Без труда — нет плода! Поэтому за любое дело берись смело. И тогда и хлеб на столе будет, и пряники, и картошка, и капуста, и морковь, и горох, и яблоки с грушами. И всё это даст нам с вами земля-матушка, отблагодарит за хорошую работу.