II СЕМЕСТР
УРОК 60
Тема. Город. Усвоение новых слов. Отдельные грамматические формы предлогов у, в, из. Звуковой анализ слов
Цель: познакомить учащихся с рядом новых слов по теме «Город»; научить вводить в предложения предлоги у, в, из; совершенствовать умения составлять звуковые модели и анализировать фонетический состав слов; воспитывать культуру поведения на улицах и дорогах.
Оборудование: рисунки лисы, белки, петуха, косы, усов; макет светофора, звуковые карточки, рисунки городского транспорта; иллюстрация «Улицы города».
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа с чистоговорками
2. Фонетическая работа
Вот стоит на улице В длинном сапоге Чудище трехглазое На одной ноге. (Светофор)
— Зачем нужен светофор?
— О чём говорит нам красный свет светофора? жёлтый? зелёный?
— Сколько слогов в слове светофор? (Три слога)
— На какой звук падает ударение? ([о])
— Составьте при помощи звуковых карточек схему слова светофор.
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию по городу. Повторим правила дорожного движения. Узнаем, как и где нужно переходить улицу.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
— В каком городе вы живёте?
— На какой улице расположена ваша школа?
— Приходится ли вам переходить дорогу по пути в школу?
— Кто помогает вам при переходе улицы? (Зебра, светофор, подземный переход)
— Как вести себя на улицах города, в транспорте, в магазинах? Об этом мы будем говорить сегодня на уроке.
1. Беседа
— Как вы думаете, чем отличается город от села? (Большие асфальтированные улицы, высокие дома, большие магазины, городской транспорт...)
— Какой транспорт можно увидеть на улицах города?
2. Игра «Я — пешеход»
— Какой вид транспорта нужно обходить спереди, а какой — сзади? (Рельсовые виды транспорта обходят спереди, колёсные — сзади.)
Вывод. На улицах, где постоянный поток машин и пешеходов, нужно всегда соблюдать правила дорожного движения. Переходить улицу следует по подземным переходам, в местах, обозначенных разметкой «зебра», или там, где есть дорожный знак «пешеходный переход», только на зелёный сигнал светофора.
3. Фронтальная работа
— Разделите слова на слоги, назовите ударный гласный, составьте звуковые модели слов.
Метро, трамвай, троллейбус, автобус, такси.
4. Творческая работа по картинке
— Какие улицы в городе? (Улицы в городе широкие.)
— Какие дома в городе? (Дома большие и высокие.)
— Какой транспорт вы видите на улицах?
— Что делают люди? (Дайте ответ по схемам.)
(Маша и Оля стоят у киоска.)
(Мама и Саша выходят из магазина.)
(Люди заходят в троллейбус.)
— Какие газеты и журналы можно купить в киоске? (Учащиеся называют известные им печатные издания «Мурзилка», «Познай-ка» и т. д.)
VI. Итог урока
— Зачем надо знать правила дорожного движения?
— Что обозначают сигналы светофора?
— В каких местах нужно переходить дорогу?
— Как нужно переходить дорогу?