Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 56

Тема. Развитие письменной речи. Самостоятельное письменное высказывание (3-4 предложения) о прочитанных произведениях. Умение высказывать своё мнение

 

Цель: формировать у учащихся навыки построения собственного речевого высказывания, опираясь на речевые образцы; учить последовательно и логически правильно строить свои высказывания; помочь ученикам понять значение таких понятий, как безразличие к чужой беде, эгоизм; учить высказать свое мнение о поступке героев произведений.

Тип урока: урок развития речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Упражнение № 1

Ученикам предлагается прочитать рассказ «Одинаковые». (Коченгина М. В. Живой родничок. 2 класс, с. 34).

Работа над текстом должна помочь ученикам понять значение таких понятий, как безразличие к чужой беде, эгоизм.

ОДИНАКОВЫЕ

Жили две хорошие подружки — Соня и Вера. Обе маленькие, с розовыми щёчками, светлыми волосами. Обеих мамы одевали в одинаковые платья.

Девочки учились в одном классе. Обе получали только хорошие отметки. О себе Соня и Вера говорили, что они во всём одинаковые.

Однажды Соня похвасталась маме, что они с Верой уже не одинаковые: Вера получила тройку.

— Ты стала хуже! — грустно сказала мама.

Соня удивилась: ведь тройку получила Вера. Мама объяснила, что Вера болела и получила тройку. А Соня обрадовалась. Это значительно хуже.

По Н. Чабаевскому

Вопросы к тексту

— Почему мама Сони сказала, что ее дочь стала хуже, когда порадовалась беде Веры? (Радоваться чужой беде жестоко.)

— Согласны ли вы с мамой Сони? Объясните почему. (Да, потому что Соня должна была посочувствовать Вере и помочь ей. Вера получила плохую оценку из-за болезни, а не потому, что плохо училась. Обрадовавшись неудаче подруги, Соня поступила плохо.)

— Что бы вы посоветовали Соне? (Извиниться перед Верой и помочь ей в учёбе.)

 

III. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

IV. Объявление темы и цели урока

 

V. Формирование опорных знаний учащихся

Упражнение № 2

Ученикам предлагается прочитать текст.

Вова и Миша ловили рыбу на берегу реки. Вдруг кусты зашевелились, и к воде подошла высокая лосиха. Она напилась и повернула голову в сторону леса. Из кустов выбежал красивый лосёнок. Он вошёл в воду и начал пить. В этот момент мальчики заговорили.

Лосиха испугалась и бросилась в воду. лосёнок поплыл за матерью. лосиха вышла на противоположный берег и отряхнулась. А лосёнок скрылся под водой. Он тонул.

Вова быстро к нему поплыл. Он подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой. А Миша стал звать на помощь.

На его крик прибежали ребята, которые неподалёку ловили рыбу. Они освободили лосёнка, который попал в рыболовные сети и запутался в них. Спасённый лосёнок бросился в лес, где его ждала мать.

 

Вопросы к тексту

— Что делали Вова и Миша на берегу реки? (Ловили рыбу)

— Кого они увидели? (Лосиху и лосёнка)

— Что случилось дальше? (Ребята спугнули лосиху, и она с лосёнком бросились в воду.)

— Что произошло с лосёнком? (Лосёнок стал тонуть.)

— Как Вова спасал лосёнка? (Вова подплыл к лосёнку и приподнял его голову над водой.)

— Кто ещё помогал спасать малыша? (Миша и другие ребята, которые невдалеке тоже ловили рыбу.)

— Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Как спасали лосёнка?)

— А какое заглавие можно дать этому тексту? (Случай на рыбалке. Смелый поступок.)

Учащиеся высказывают свое мнение о поступке мальчиков.

Вариант ответа

— Я думаю, что ребята поступили правильно, потому что лосенок не смог бы сам выбраться на берег и утонул.

 

VI. Самостоятельное составление предложений

Упражнение № 3

Ученикам предлагается прочитать рассказ «Случай в лесу» и высказать свое мнение о поступке его героев.

СЛУЧАЙ В ЛЕСУ

Однажды Юра и Миша шли по лесной тропинке.

Вдруг тревожно застрекотали сороки. На лужайке металась зайчиха, а около неё летали две сороки. Зайчиха старалась ударить их передними лапами.

Ребята подошли ближе. Зайчиха убежала в лес. Сороки тоже прочь улетели.

На земле в ямке мальчики заметили зайчонка. Они отнесли малыша в кусты, где скрылась зайчиха. Мать его там обязательно найдёт.

По Г. Скребицкому

Ответы учащиеся записывают в тетради.

Вариант ответа

Я думаю, что мальчики поступили правильно, потому что если бы они оставили зайчонка на лужайке, его могли бы унести сороки или лиса.

Мне кажется, что ребята очень добрые и бережно относятся к живой природе.

 

VII. Подведение итогов. Чтение и обсуждение работ учащихся

Рефлексия

Учитель. Оцените свою работу по шкале «Творчество». Если удалось рассказать, о чем хотели, поставьте знак наверху шкалы, если старались, но не всё получилось,— на средней части шкалы, если испытывали трудности — поставьте отметку на нижней части шкалы.