Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС
(для школ с украинским языком обучения)

II СЕМЕСТР

 

УРОК 57

Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарём. Проверочная работа. Устный пересказ

 

Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим словарём; развивать орфографическую зоркость, связную речь; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру речи.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Сообщение целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Изучая русский язык, выполняя упражнения, вы часто не знаете, как писать то или иное слово, что оно обозначает.

Что делать в таком случае? Где найти ответ?

Конечно, можно спросить у родителей, учителей. Но намного полезнее и интереснее найти нужную информацию самому.

Где её можно найти?

Конечно, в словарях. За помощью к словарям мы обращаемся, когда нам нужно выяснить, что обозначают слова, как они пишутся.

В нашей стране словари «непонятных слов» появились ещё во времена Киевской Руси, в XIII веке. Сначала все сведения размещались без какой-либо последовательности, а уже с XVI ст. слова начали размещать по алфавиту (азбуке), их начали называть «азбуковниками».

Следует запомнить, что основная структура всех словарей общая. Слова размещаются в строго алфавитном порядке. Чтобы отыскать непонятное слово, находят страницу с буквой, на которую начинается разыскиваемое слово.

Какие словари вы знаете?

Учитель демонстрирует словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, русско-украинский словарь.

— Сегодня на уроке мы более детально будем знакомиться со словарями, учиться ими пользоваться.

 

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Какой из словарей нам поможет в этом?

Я сам — ш...фёр.

И сам — м...тор.

Нажимаю на п...даль —

И машина мчится вдаль!

Б. Заходер

2. Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. проверьте их правописание по словарю

• Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)

 

• Кричит он громче всех с утра:

— Вставать пора! Вставать пора!

Всю жизнь несёт он службу

И с солнцем водит дружбу. (Петух)

 

• Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седелка на носу. (Очки)

 

• Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому что он... (жираф).

 

• С хозяином дружит, дом сторожит,

Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

 

• В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Жёлудь)

 

• Телятки гладки,

Привязаны к грядке. (Огурцы)

3. Разгадайте ребусы. Запишите слова в алфавитном порядке. поставьте ударение. проверьте правописание слов по орфографическому словарю

4. Переведите текст на русский язык. Какой словарь вам в этом поможет?

Теплий літній день. Світить яскраве сонце. Луки, як строкатий килим. Навкруги соковита трава і яскраві квіти. Ось на зелену травинку сів зелений коник.

Чутно веселі пісні птахів. На луках поважно походжають дикі журавлі.

5. Проверочная работа. Устный пересказ

КОТЁНОК

Вася и Катя пошли играть за деревню. Они взяли с собой котёнка. Стали дети рвать щавель и забыли про котёнка.

Тут ехал охотник. Впереди бежали две собаки. Собаки увидели котёнка и хотели его схватить.

Вася бросился к котёнку. Он упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник отогнал собак. Вася схватил котёнка и понёс его домой.

По Л. Толстому

 

V. Итог урока

Беседа

— Что учились делать на сегодняшнем уроке?

— Назовите словари, которые лежат у вас на партах.

— Пусть всегда словари приходят к вам на помощь!

Утверждать мне не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать

Как с другими сочетать.

 

Даже Пушкин, —

Я об этом достоверно говорю, —

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

 

VI. Домашнее задание