II СЕМЕСТР
УРОК 55
Тема. Наблюдение за ролью антонимов в тексте. Отдельные грамматические формы прилагательных (без употребления терминов) в форме именительного падежа единственного и множественного числа (высокий). Проверочная работа. Устный пересказ
Цель: формировать знания учащихся об антонимах; учить выделять в речи и самостоятельно подбирать антонимы; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать наблюдательность, культуру речи.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний учащихся
— Что такое синонимы?
— Сколько синонимов может быть к слову? (Два, три и больше)
— Чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.
IV. Сообщение целей и задач урока
Учитель. В русском, как и украинском языке, есть слова, противоположные по значению. Это антонимы: день — ночь, добрый — злой.
V. Работа по теме урока
1. Отгадайте загадки. Найдите в них антонимы. Выпишите парами
• Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я врач,
А деревьям друг. (Дятел)
• Как столкнутся — стук и стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт —
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
• Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять. (Ветер)
Н. Найденова
2. Прочитайте, закончите и запишите каждое предложение.
Антонимы подчеркните
Завтра поучусь, а сегодня погуляю,— говорит...
Завтра погуляю, а сегодня поучусь,— говорит... (К. Д. Ушинский).
3. Послушайте рассказ и попытайтесь закончить его
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь.
Учитель. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению. (Начало рассказа предварительно написано на доске, и учитель вместо выделенных слов записывает другие — антонимы, изменяя также некоторые формы, если это необходимо.)
— Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным.
4. Вот, например, как об этом сказано в одном стихотворении
СПОР
— Жила плохая девочка.
Она была хорошая,
Она была хорошая,
Хотя была плохая.
— Ну да!
Вот это выдумки!
— Ха-ха!
Вот это выдумки!
Не может быть хорошая,
Когда она плохая.
— И ничего не выдумки,
Она была плохая.
Она была хорошая,
Когда была послушная.
Когда она не слушалась,
Она была плохая.
В. Орлов
5. А может ли какой-нибудь предмет в одно и то же время быть глубоким и мелким, высоким и низким, далёким и близким? прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор между отцом и сыном.
КТО ПРАВ?
Вьётся синяя река,
Убегает к морю.
Говорит отец:
— Мелка!
— Глубока! — я спорю.
Так мелка иль глубока?
Как же быть нам с нею?
До колен отцу река,
Ну, а мне — по шею.
П. Ребров
— Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по-своему.
6. Послушайте ещё одно стихотворение и найдите в нём антонимы
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
А Мышонок —
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка — далеко,
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А Цыплёнок — тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
Кислое — зачем оно?
— Что вы! —
Шепчет Червячок,—
Сладкий у него бочок.
Г. Сапгир
— Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок, Котёнок и Червячок? Почему каждый из них сказал о яблоке по-своему? Можно ли к слову яблоко подобрать антоним?
7. Устный пересказ. проверочная работа
КТО ЖИВЁТ В ДУПЛЕ
Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло.
Причалил Боря к дереву. А из дупла — голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка всё шипит из дупла.
Вдруг из тёмной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку.
Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка.
По И. Недоле
VI. Итог урока
— Что такое антонимы? Приведите примеры.
VII. Домашнее задание