Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 5 КЛАСС

УРОК № 55

Тема. Общее понятие о союзах. Союзы и, а, но

 

Цель: дать учащимся понятие о союзе как служебной части речи; учить правильно употреблять союзы; воспитывать культуру речи.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют понятие о союзе, различают значения союзов, правильно употребляют их в речи.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА     

Работа с текстом.

Прочитайте текст. Назовите известные вам союзы.

Зимой вороны питаются различными отбросами и вреда принести не могут. Когда тепло, они едят и червей, и лягушек, и мышей. Не откажется ворона и от цыплёнка или утёнка. За это её похвалить нельзя, но такая пища для неё только дополнительная. Зато ворона приносит пользу, когда истребляет вредителей полей и огородов.

(По Н. Соколову)

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Запишите словосочетания. Выделите предлоги в словосочетаниях, приставки — в глаголах.

Приходят в лес, входит в дом, отъехал от остановки, постучал по дереву, вышел на дорогу, нашёл на улице, вернулись с охоты, добежали до финиша, идти по парку.

Индивидуальная работа по карточкам.

КАРТОЧКА № 1

Составьте словосочетания, употребляя подходящие предлоги.

Образец: собираться, театр — собираемся в театр.

Попросить разрешение, отец; обратиться, учитель; добежать, школа; возвращаться, Донецк; выйти, трамвай; прыгнуть, трамплин.

 

КАРТОЧКА № 2

Поставьте существительные в нужном падеже.

Соскучился по (сестра); бегали между (берёзы); сошёл с (крыльцо); показался из-за (угол); были на (экскурсия); учиться в (лицей); параграф по (история).

 

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Беседа с учащимися.

— Какие служебные части речи вы знаете?

— Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

— Какие союзы вы знаете? Для чего они употребляются в речи?

Тренировочное упражнение.

Запишите предложения. Выделите графически союзы. Для чего они употребляются в предложении?

Цветут сосна и ель. (Д. Зуев) Мои сыновья увлекаются не охотой, а рыбной ловлей. Утром дождь не стучал в окна, но небо было серо. (А. Чехов) Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.

Вывод: союзы связывают слова в предложениях, а также части сложного предложения.

Работа с учебником.

Прочитайте теоретический материал: [1] с. 251-252.

Вопросы учащимся.

— Какова роль союзов?

— Перед какими союзами всегда ставится запятая?

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Тренировочные упражнения.

1. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли слова.

День был весенний, но... . В саду хрустнула ветка и... . Я учу не английский язык, а... .

2. Продолжите предложения так, чтобы союзы соединяли части сложного предложения.

С крыш свешивались длинные сосульки, и... . Иногда дул ветер, но... . Солнце ещё не вставало, а... .

3. Из каждой пары предложений составьте одно. Замените повторяющиеся слова союзами, подходящими по значению.

Мы хорошо работали. Мы весело отдыхали. Я ходил не в кино. Я ходил в театр. Мальчик глубоко нырнул. Мальчик дна не достал. Не по словам судят о человеке. О человеке судят по делам.

Лингвистическая минутка.

Разгадайте шарады.

Две ноты, союз, всё вместе — игра,

В которую любит играть детвора.

Ответ: до-ми-но.

 

Мой первый слог — местоимение,

Второй же — времяисчесление,

А третий слог — союз,

А целое — приятное на вкус.

Ответ: я-год-а.

 

Союз — мой первый слог,

Второй мой слог — предлог,

А целое — у молодца

Посередине лица.

Ответ: но-с.

Творческая работа.

Составьте несколько предложений, в которых расскажите о своих интересах, увлечениях, вкусах. В предложениях используйте союзы.

Образец: Я изучаю английский и французский языки. Мне нравится не хоккей, а футбол.

 

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: [1] § 51.

2. Выполнить упражнение: [1] 550; [2] 434 (найти в тексте союзы и определить, что они связывают — слова или части сложного предложения).

 

VI. ИТОГ УРОКА

Вопрос учащимся.

— Чем союзы отличаются от предлогов?