Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Педагогическая психология: учебное-методическое пособие

Раздел 4

 

5 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЕРЕВОСПИТАНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ

 

5.5. Методы психокоррекции лиц с девиантными признакам

 

Из существующих социально-психологических методик наиболее широко для психокоррекции трудновоспитуемых детей и подростков используются индивидуальная рациональная психотерапия и групповая не директивная терапия. Вспомогательное значение имеет аутогенная тренировка, которую можно использовать с целью устранения реакций страха или неуверенности в себе или избыточной напряженности воспитанников.

В рамках групповой терапии подростков и молодежи для анализа причин дезадаптации злоупотребление алкоголем или наркотиками, непростой жизненной ситуации, сложившейся в ходе организованных дискуссий могут быть использованы следующие темы: «Мои отношения с родителями», «Я и мои друзья», «Мое отношение к педагогам», «Почему человек становится наркоманом», «Алкоголь и наркотики», «Уголовная ответственность за распространение наркотиков», «Что будет со мной через 10 лет», «Наркозависимость как болезнь».

Разыгрывание ролевых ситуаций с целью активного моделирования будущего поведения также считается эффективным средством приобретения необходимых навыков социально-адаптивного поведения. Условия организации ролевой игры достаточно просты. Количество участников игры может быть меньше, чем количество участников группы. Проще всего организовать игру с двумя - тремя участниками. Другие члены группы остаются «зрителями, которые сопереживают». Затем им предлагается высказывать свои мнения о поведение «актеров». Разыгрываются такие ситуации, как «Собеседование с классным руководителем», «На приеме у психолога», «Встреча с товарищами», «Разговор с младшим братом». В тех случаях, когда удается преодолеть скованность участников, им присуще эмоциональное блокуван-ния, оказывается неожиданно большой объем информации о делінквенгів, открыто проявляются их истинные эмоциональные реакции, планы на будущее, отношение к собственной жизненной ситуации. На их основе руководителю-психологу целесообразно вместе с другими участниками попытаться составить прогноз для каждого члена группы и обсудить его с другими участниками.

Полезным средством социально-психологической поддержки лиц с признаками социальной дезадаптации является тренинг по решению проблем, ориентированный на передачу молодому человеку общих навыков, которые помогут ей решать жизненные проблемы, которые препятствуют решению личности изменить свою жизнь.

Тренинг может помочь человеку в таком:

осознать проблему;

найти достаточное количество потенциальных вариантов решения проблемы;

выбрать самый удачный подход к проблеме и разработать соответствующий план;

получить возможность оценить эффективность выбранного подхода.

В ходе тренинговой сессии важно обсуждать то, как каждый участник будет решать сложные ситуации, возникающие в реальной жизни. Сложные ситуации могут касаться употребления алкоголя и наркотиков или быть очень неспецифическими (например, конфликт в школе, в семье). Сложные ситуации могут возникать в результате мыслей или переживаний девианта (например, депрессивных мыслей или влечения к наркотикам) или взаимоотношений с другими. Если человек не умеет эффективно вести себя в таких ситуациях, они могут стать проблемой. Люди часто пытаются игнорировать проблемы или же отвечать на них самым легким, импульсивным путем. Но известно, что давление нерешенной или плохо решенной проблемы может стать спусковым механизмом рецидива проявлений отклонений социального поведения.

Важное значение в преодолении и предупреждении кризисных ситуаций, связанным с социальной дезадаптацией, приобретает формирование у молодого человека специальных навыков противостояния социальному давлению. Тренинг навыков отказа от алкоголя, курения и наркотиков - удачный способ приобретения таких умений. Полезным он будет для слишком стеснительных, гак и для импульсивных, реактивных лиц.

Цель тренинга - научить участников отклонять предложения об употреблении алкоголя и наркотиков уверенным тоном. Молодежь должна понимать, что каждый может попасть в ситуацию, когда ему предложат алкоголь или наркотики. Важно знать, что главное в этой ситуации - уверенно сказать «нет, спасибо», и что существует значительное количество методов, которые помогают сказать «нет». Эти методы включают в себя язык тела, тон отказа и, конечно, твердый отказ от предложенных наркотиков. Важно также подчеркнуть, что человек не должен при отказе чувствовать себя виноватой. Чувство неуверенности, вины или тревоги по поводу отказа употреблять алкоголь или наркотики заставляет людей чувствовать себя неловко. Зафиксировав это, "друг", дилер или другой владелец наркотика вновь и вновь повторяет свое предложение. Одним из важнейших моментов «твердой» отказа на уровне "языка тела" является прямой взгляд в глаза тому, кто делает предложение. Больше уверенна атмосфера создается, если подросток стоит или сидит выпрямившись. Неуверенный тон отказа также дает возможность другим людям подвергнуть ее сомнению. Поэтому необходимо говорить твердым тоном, который не допускает сомнения. Важно также знать, что говорить.

При этом рекомендуется следующее:

прежде всего сказать «нет»;

предложить альтернативу (другое занятие);

попросить собеседника прекратить свои предложения;

изменить тему разговора;

избегать извинений и непонятных ответов.

После объяснения этих принципов участникам тренинга предоставляется возможность описать ряд знакомых им ситуаций, в которых у них были проблемы с отказом от алкоголя или наркотиков. А далее моделируются ситуации социального давления, в которых подростки "проигрывают" заново свои роли, используя приведенные психологически грамотные средства противостояния давлению. Роль "провокатора", как правило, выполняет тренер группы.

Наконец, в социальной терапии и профилактике социально девиантного поведения важно, чтобы молодой человек осознал свои основные права как личности, которые должны уважать другие люди. Поведение с недостаточным отстаиванием своих прав делает человека социально уязвимой, приводит к сильных негативных эмоций и даже до нервных срывов. А все это, в свою очередь, становится психологическими пусковыми механизмами ее важковиховуваності.

В условиях индивидуальной или групповой психологически-профилактической работы с молодежью необходимо помогать каждому выработать перечень его прав в межличностных отношениях. Этот перечень часто называют «Билль о отстаивание прав». В общем виде этот билль должен содержать следующие положения: право делать ошибки; право изменять чье-то мнение;

право принимать собственные решения;

право не принимать решений по поводу чужих проблем; право критиковать в дружном и доброжелательном тоне;

право говорить «нет» без чувства вины;

право говорить людям, что вы не понимаете их равнодушной позиции;

право не зависеть от признания вас другими людьми;

право выражать чувства и мысли;

право быть выслушанным другими людьми; право не соглашаться с другими;

право не извиняться и не давать объяснений по поводу чьего-то поведения;

право иметь разные потребности и желания и получать запросы со стороны других людей. Тренинг по отстаиванию своих прав предполагает обучение тому, как не быть положенным на лопатки» другими людьми, как не оказаться в "слабой" позиции, и, соответственно, получить больший выбор в жизни и контроль над ним. Доказано, что такое социально-психологическое обучение приводит к повышению самооценки и самоуважения человека, в укрепление ее социального и психологического здоровья.