ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 59
Тема: Произношение ударных и безударных гласных, обозначение их на письме. Безударные гласные [э], [ы], [о] в корнях слов
Цель: углубить знания учащихся о правилах произношения и обозначения на письме ударных и безударных гласных, формировать навыки произношения и написания безударных [е], [ы], [о] в корнях слов; закреплять навыки определения орфограми “сомнительный безударный гласный” и умение вrрунтовувати орфограму соответствующим правилу; формировать умение записывать слова в фонетической транскрипции, вrрунтовувати особенности их произношения; развивать фонематический слух, внимание, пам’ять.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски. Записать слова. Поделить их на слоги и на части для переноса. В выделенных словах определить орфограми. Записать эти слова в фонетической транскрипции.
Подземелья, подъезд, шмель, яма, армия, командировать, объезжать, разъяснения, поздний, ранний, наперегонки, надднепрянский, Закарпатье.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Актуализация опорных знаний.
Беседа.
· Как произносятся в русском языке гласные звуки в ударных составах?
· Какие звуки произносятся отчетливо и в безударных слогах? ([а], [у], [и], [о])
· Как произносятся безударные гласные [э] и [ы]? Привести примеры.
· Звук [о] перед наголошеним [в]? Привести примеры.
Сделать звуковую запись поданных слов (обов’обязательно указав место ударения). Указать гласные звуки произносятся нечетко. Объяснить причину нечеткого произношения.
Ласкать, умничка, село, вернуться, зимний.
ИV. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 136 - 137).
V. Выполнение упражнений на закрепление.
Прочитать вслух скороговорки, правильно произнося гласные звуки. Какие гласные в безударных слогах произносятся четко? Какие - нечетко?
Босой парень
Сено косит
Роса росить
Босые ноги.
Вот Кондрат, так Кондрат!
Зуб сломал об мармелад!
Всех скороговорок не перемовиш, не перевискоромовиш.
Народное творчество.
Прочитать слова, произнося гласные звуки в соответствии с правилами украинской орфоэпии.
Елена, Александр, кот, брат, подруга, сестра, мать, отец, студент, университет, Владимир, спортсмен, музыкант, художник, географ, геолог.
Фонетический диктант. Записать слова (предложения) фонетической транскрипции.
1. Зимний, зеленый, голубка, кожух, читать, ледяной, пенал, кочерга, медаль.
2. Где кисель, там я сел, где пирог, там я лег. С кривого дерева кривая тень. Вбери в кожух пенька, то станет за панка.
Народное творчество.
Словарный диктант. В каждом из слов указать сомнительный гласный, устно подобрать поверочное слово (при необходимости воспользовавшись таблицей на с. 137). Обозначить в словах орфограму «сомнительный безударный гласный».
Вишневый, перезимовать, ледяной, небесный, остановиться, зернистый, влиять, помириться, высыпан, верхушка.
Представленные слова записать в колонку, подчеркнуть букву, обозначающую сомнительный гласный. Дописать до каждого слова самостоятельно подобранные поверочное слово.
Красный, июльский, глубокий, удивлен, крикливые седина, дверцы, медицинский, выпиленный, переписываться, записать, умница, остановить, влиять, сливовый, вишневый.
Записать слова, вставляя пропущенные буквы. Изменить слова так, чтобы сомнительный безударный гласный выпал.
Чев..н, дек..нь, сечь..нь, вет..р, нед..нь, хлоп..ц, зброєнос..ц, селез..нь, дур..нь, пал..ц, вуз..нь.
Предупредительный диктант. Обозначить в словах орфограму «сомнительный безударный гласный».
1. Плывут, плывут куда-то снегов туманы... (В. Сосюра.) Дымок легкий, крыло голубки в студенім небе проплывут. (П. Воронько.) Село лежит в долине, более селом туман дрожит. (И. Франко.) Уже неизбежно будет снег с минуты на минуту. (М. Винграновский.) Зима десант на белых парашютах высаживает. (Есть. Гуцало.) Ветер снегом бьет в лицо, засыпает снегом крыша. И ведут себя между сечу метели в степях. (Н. Забила.) Не останавливайся, дружище, в пурге, как и в жизни. (П. Воронько.) Метет, метет метелица, метелица не та. Бабочка с бабочкой над цветами зліта. (А. Мястковский.) Вновь начинается весна, опять начинаются чудеса!.. (А. Костецкий.) Шишки на темени бросают билице. Мхи лохматые, как зеленый лев. Стоят деревья. На душистой хвои лежит туман от дыхания деревьев. (Л. Костенко.) Шелестят тополя на рассвете. Сколько в том шелесте красоты! (П.Воронько.) Журавли высокие пролетают, еле видно птиц с земли. Журавлей я из теплых краев встречаю и прошу перо в журавлей. Пусть с небес перо высокое бросят, пусть меня благословят крылом, чтобы писалось слово журавлиное клюквенным из ирия пером. (Есть. Гуцало.)
2. Посеяла иметь в своей колыбельной зернышка добра и тепла. (Б. Дегтярев.) В материнской колыбельной надчеловеческие его проявления терпения. А любовь такая величественная, что и конца не знать. Как жизнь, она вечная и святая, как мать. Мать жизнью прикрывает жизни, когда в опасности ее дитя. (П. Воронько.) Ведро защебетало в колодце. (Есть. Гуцало.) Звезда упала в колодец! Гляньте, лежит на дне!.. Никто не хотел посмотрит. Люди такие чудные! (П. Воронько.) Прежде чем выплыть под луной на берег, русалки смотрят в зеркальных карпов. (Л. Костенко.) Днепр блестит синей волной, и лодки по берегу разбросаны, а там и перевез. За малую часок перебежать можно, ибо недалеко. (Марко Вовчок.)
Распределительный диктант. Слова с сочетаниями-ере-, -еле - и си сочетаниями-ра-, -ли - записать в дви колонки.
Береза, колодец, крошить, пелена, кровавый, камыш, берег, сглатывать, осторожный, глубокий, Берегиня, блестеть, кривой, дерево.
Диктант с комментированием. Выделенные слова записать фонетической транскрипцией. Обозначить в словах орфограму «сомнительный безударный гласный».
Волнуется широкий лан зеленый. Мохнатый шмель из репейника красных заканчивается мед. Бездумные росы на траве поблідлій живут жизнью ритмичным и легким. Ласточка крылом рассекает тень. Человеческие сны переписывает месяц на широких небес полотно.
С тв. М. Рыльского.
Обучающий диктант. Обозначить в словах орфограму «сомнительный безударный гласный».
1. Ранее начало вставать солнце, искреннее ухаживать землю. Окунулись весенние воды, задзюрчали ручейки, заклокотали в оврагах, розіллялись широким половодьем. Из-под снега зазеленела травка и развеселила жаворонка. Взвился жаворонок высоко под чистое небо и запел о том, что мертвая земля ожила вновь, что солнце обрадовался счастью земле и стало ласковым. (По М. Коцюбинским; 48 сл.).
2. Март. Утро года. После длительного зимнего сна просыпается живая природа. Среди деревьев одной из первых откликается на зов и ласку весны белокорая красавица береза Поэтому-то и первый весенний месяц назвали на Украине ее именем
Береза ласкает всегда. И красивая она ранней весной, когда разовьются нежные зеленые и еще липкие листочки. Береза - украшение нашего края.
(По Г. Смыком; 52 сл.)
VИ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
П. 18, упражнение 376.