Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

 

Урок № 58

Тема: Звязне речи. Контрольное аудирование. Анализ перевода

 

Цель: выяснить уровень сформированности коммуникативных умений, в частности умение слушать-понимать; проанализировать допущенные учащимися в переводе типичные ошибки; совершенствовать умение шклярів применять полученные теоретические знания на практике, умение самостоятельно мыслить; совершенствовать навыки коллективной и самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок (проверка и учет сформированных умений; анализ письменной творческой работы).

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Проведение контрольного аудирования. Ответы учителя на вопросы учащихся по аудированию (после того, как тестовые задание выполнено).

 

ИII. Підбиття итогов письменного перевода.

Общая оценка учителем выполненной работы.

Анализ двух-трех ученических работ.

Схема анализа письменного перевода

1. Или раскрыто в пересказе тему текста.

2. Или передано главную мысль переказуваного текста.

3. В правильной последовательности изложено содержание.

4. Не пропущено ли чего, или не добавлено того, чего нет в тексте.

5. Соответствует ли текст перевода типичному значению переказуваного текста-образца (правильно ли построено предложение рассказа или описания, правильно передано размышление).

6. Или сохранено в переводе стиль текста-образца.

7. Грамотность. Графическое оформление.

 

ИV. Возвращение ученикам тетрадей. Объявление оценок за работу. Беседа о характере ошибок.

 

V. Коллективное проработки допущенных учащимися типичных ошибок.

 

VИ. Самостоятельная работа над допущенными в изложении ошибками.

 

VII. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание.

Завершить работу над ошибками, допущенными в изложении.

Тексти для контрольного аудирования

1. Николай Чудотворец

Есть такой святой - Кассиан. За двенадцатью замками он держит все, какие есть на свете, ветры и ими распоряжается. Нашлет один ветер - недород будет, пошлет другой - тяжелая болезнь на людей нападет, пустит третий ветер - упадет мор на скот, пошлет четвертый - сожжет землю засухой. Праздник преподобного Касияна раз в четыре года - 29 февраля. В Касіянів день не ссорились, потому что до конца года Касиян в землю заберет. Как не накормишь этого дня скот - июнкак в тебе до года заведется и тебя уничтожит. Как бесчести старинные обычаи - Кассиан сделает калекой. На Касіянів год (високосный) не строили новых домов, не справляли свадеб, не покупали земли.

Пошел как-то Касьян к Господу жаловаться: его почему народ не любит, а Святому николаю все благодарит и церкви выстраивает.

Послал Господин-Бег по Святого Николая ангела. Летает ангел туда, сюда летает - ищет. А Святой Николай, пока Касьян на небе отдыхает, на Черном море корабли спасает.

- Подожди немного, - говорит Касіянові Господь. - Справится, то придет, тогда разберемся.

Ждут и ждут, а Николая нет. Снова Господь посылает ангела, а тот:

- Он огонь на земле гасит, людей из пожара спасает.

Снова ждут - и снова нет.

- От турок казаков освобождает, кандалы им на руках разбивает, - ангел объясняет.

Наконец стал перед Господом Николай. В болото замызганный, весь обмазанный, только глаза ясным солнышком из-под лохматых бровей горят.

- Где ты пропадаешь, Николаю? - разглядывает его Бог, - и почему такой грязный?

- И виз в мужика в болото перевернулся, то помогал вытаскивать.

- Теперь понял, Касіяне, почему Николаю люди церкви строят? - говорит Господь. - Делай и ты так, то и тебя будут любить...

Святой Николай был епископом в городе миры в стране Ликии. Поэтому святого называют Николаем Мирликийским. С самого рождения мальчик творил чудеса. Во время своего крещения три часа на ножках простоял, чтобы почтить Пресвятую Троицу.

Когда богатые родители оставили наследство Николаю, он все добро раздал бедным. Как-то пришло в Ликийской стране голод. Один итальянский купец имел корабль. Груженный хлебом. Святой Николай явился ему во сне и говорит: “Вот тебе три золотые монеты, вези свой хлеб туда и туда”. Просыпается купец, а в руке три золотые... Брали голодные хлеб дрожащими руками, ноги купцу целовали. А он: “Святому николаю благодарите!”

Праздник святого Николая отмечают дважды в год. Первый праздник Николая отмечают в декабре, в день его рождения. Это зимний Николай.

День Николая пытались отмечать не красотами, а добрыми делами. Кичиться благотворительностью было в этот день не принято, ведь Святой Николай и сам творил чудеса не на показ, а на человеческую радость и пользу. На праздник Николая сиротам собирали и подавали на пропитание, стареньким отбеливали дом, беднякам заготавливали дров. Детвора ждала вечера: самые послушные и самые сообразительные получали от Николая подарки. Пели, играли, а под конец делали своеобразные гирлянды из орешков и яблочек, цепляли их к потолочной балке, чтобы Святой Николай через год в этот дом пришел и всех застал здесь живыми-здоровыми.

И после смерти творил Святой Николай благотворительные свои чудеса. Второе Николаево праздник - 22 мая. В этот день мощи святого были перевезены в города Бар и поставлена в церкви Святого Стефана.

На весеннего Николая среди молодежи были игры. Девушке завсвязывали глаза, ребята становились в группу. “Ищи Николая!” - кричали ей подруги, и она указывала на кого-то, кто попадался под руку. Выбранный ею парень должен отчитываться, кому в течение года сделал добро.

Молебны в этот день правились возле воды. Не дай Бог, чтобы водоем был занехаяне! Это значит, что с тем, кто осмелился занехаяти кровь земли, сделается так же. (По Г. Маковий; 555 сл.).

 

На каждый из вопросов выбрать правильный ответ

1. По народным преданиям, все, какие есть на свете, ветры держит за двенадцатью замками

а) Святой Стефан;

б) Святой Маркиан;

в) Святой Касьян.

2. Святой Николай спасал людей

а) от простуды и заразных болезней;

б) от потопання в воде, сожжение в огне невзгод в дороге;

в) от завистливого глаза и злого слова.

3. Чудотворец Николай был епископом

а) в городе миры в стране Ликии;

б) в Вифлееме в стране Палестине;

в) в Константинополе.

4. Оставленную богатыми родителями наследие Святой Николай

а) отдал монастырям;

б) раздал бедным;

а) пожертвовал на строительство храмов.

5. Праздник святого Николая отмечают

а) один раз в год;

б) дважды в год: летом и осенью;

в) дважды в год: зимой и весной.

6. День Николая отмечали

а) торжественными церемониями на улицах и площадях;

б) не красотами, а добрыми делами;

в) планированием благотворительных дел на следующий год.

7. Среди детей подарки от Николая получали

а) самые умные и самые образованные;

б) самые несчастные и найзнедоленіші;

в) самые послушные и самые сообразительные.

8. Дом украшали гирляндами из яблок и орехов для того, чтобы

а) ими угостился Святой Николай с ангелами;

б) Святой Николай через год вновь пришел и всех застал живыми-здоровыми;

в) убедить Святого Николая в щедрости хозяев дома.

9. Весенний праздник Николая отмечают

а) в марте;

б) в апреле;

в) в мае.

10. Выбранный девушкой в игре на весеннего Николай парень должен был

а) спеть песню;

б) рассказать, что совершил плохого;

в) отчитываться за добрые дела.

11. Молебны на весеннего Николая правились

а) на опушках;

б) на полянах;

в) возле водоемов.

12. Святой Николай является олицетворением

а) справедливости;

б) благотворительности;

в) саможертовності.

 

2. Соловей

Очень обидно было Івасикові, что его соловей не пел. Купил он его за собственные деньги, что были подарены ему на именинах, посадил в хорошую клетку, украшенную узорами. Соловей же молчал, словно онемел.

- Соловй поют только весной, - развлекала мальчика мама.

И соловей и весной молчал. Поэтому странно и обидно было Івасикові, и злость брала на соловья.

Соловьем интересовался не только Ивасик, а и серый полосатый кот. Но ему было безразлично соловейкових замечательных песен: он любил то пение только тогда, как соловей пел на ветвях, и, напевая, закрывал глазки, весь проникаясь своим тьохканням. То пение было такое благо, что кот тихонечко, припадая к ветви, чтобы не перебить, подкрадывался к маленького певца и хватал его в свои крепкие объятия. И не благодарным поцелуем одаривал кот соловья; цепкие когти крепко держали птицу, острые, как игла, мелкие коту зубенята перегризали певцу горло... И теперь коту было безразлично соловейкових песен: хотя бы соловей и затьохкав, все равно его не достанешь в клетке, висевшей под потолком над окном.

А соловей скучал. В комнате было тепло, еды было достаточно. И хоть ночами и мигали из темноты страшные хищнические глаза кота, к этому можно было привыкнуть. В соловейковім сердце была такая тоска, такая безпосвітна тоска по воле, за солнцем, за воздухом, он бился крылышками в rрешетки, словно сумасшедший, и падал без сознания. Только в клетке соловей познал, что есть на свете воля. Теперь она часто ему снилась - странная, волшебная, как сказка. Воля!.. Это слово он впервые услышал от работницу, которая ответила Івасикові на его вопрос - почему соловей даже весной молчал.

- Пустите, паничу, его на волю, тогда он запоет.

Как-то был замечательный солнечный день за окном. Деревья в саду замерли, словно окоченели от мороза; чистенький снежок искорками сверкал на солнце.

В комнату вошла служанка, открыла форточку и начала убирать. Соловей с тоской смотрел в окно, не замечая даже, как острый холод пронизывал его до косточек.

Когда это вдруг вскочил в форточку кот, прыгнул оттуда на клетку и повис на дверце. Дверца одірвались под его весом, но и кот не удержался и упал. Служанка потянула его щеткой по спине, и он пулей вылетел из комнаты.

Соловей вспорхнул и вылетел в сад. Холодный воздух обхопило его всего, и он не обращал внимания, рвался в высь, к солнцу: оно пригреет и приласкает! Высоко-высоко поднялся соловей, но желанного тепла не было, потому что над ним сияло зимнее солнце. Зато была свобода!

Как любо!.. Но как же холодно!.. Он чувствовал, что еще мгновение - и он замерзнет. Там, внизу, приоткрытая форточка, и в комнате так тепло, так приветливо. Туда!.. О, нет!.. Лучше смерть, чем жизнь в клетке! Холод крепчал, соловей замерзал, едва шевеля крылышками. В комнату, в клетку?.. Нет, лучше смерть! Серенькой комочком упал он с высоты на белый, блестящий снег. (По С. Черкасенком; 448 сл.)

 

На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Ивасик сокрушался, потому что купленный им соловей

а) оказался больным;

б) не хотел клевать зерно;

в) не пел, боясь кота;

г) не пел по неизвестной причине.

2. Соловей оказался в клетке из-за того, что

а) Ивасик подобрал его с подбитым крылом;

б) Івасикові подарили его родители;

в) Ивасик купил его за собственные деньги;

г) Ивасик выменял его у товарища на ножик.

3. Кроме Ивана, соловьем заинтересовался

а) Івасиків товарищ;

б) Івасиків сосед;

в) рыжий полосатый кот;

г) серый полосатый кот.

4. Соловей жил в клетке, что

а) стояла на окне;

б) стояла на столе;

в) висела под потолком над окном;

г) висела под потолком над кроватью.

5. Соловей тосковал по

а) своей соловїхою;

б) родным гнездышком;

в) родным рощей;

г) волей.

6. Воля, что снилась соловейку, была

а) манящая, но опасная;

б) ароматная, как весенняя ночь;

в) нежная, как лучшая песня;

г) странная, волшебная, как сказка.

7. На вопрос мальчика, почему соловей молчит, служанка ответила:

а) “Он не умеет петь, потому что слишком молод”;

б) “Он не будет петь, разведен с соловїхою”;

в) “Купите еще одного солов”я, то будут петь вдвоем”;

г) “Пустите его на волю, тогда запоет”.

8. Дверца клетки были случайно оторваны

а) наймичкой;

б) Ивасиком;

в) Івасиковою матью;

г) котом.

9. Вылетев через форточку, соловей рвался

а) в даль, в родной роще;

б) в небо, в других птичек;

в) за город, в леса и рощ;

г) в высь, к солнцу.

10. Соловейку пришлось выбирать

а) между жизнью в зимнем городе и путешествием в теплые края;

б) между возвращением в родной роще и жизнью в клетке;

в) между гибелью на свободе и жизнью в клетке;

г) между гибелью от кошачьих когтей и жизнью в клетке.

11. Прослушанный текст принадлежит к

а) художественного стиля;

б) научного стиля;

в) делового стиля;

г) разговорно-бытового стиля.

12. Главная мысль прослушанного текста такова:

а) за птичками в клетке нужно хорошо ухаживать;

б) главное для живого существа - вкусная еда и тепло;

в) главное для живого существа - воля;

г) главное для живого существа - хороший уход и безопасность.