ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 55
Тема. Употребление мягкого знака и апострофа в словах иноязычного происхождения. Удвоенные буквы в словах иноязычного происхождения
Цель: углубить и системазувати знания учащихся о написании слов иноязычного происхождения; совершенствовать орфоэпические и орфографические навыки; развивать память, устную речь, логическое мышление; прививать интерес к науке.
Оборудование: учебник, словарь иноязычных слов.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Словарный диктант.
Волосы, сольют, воссоединение, ртутью, матір'я, наугад, скоростью, кровью, безграничность, бесчестие, листья, клочья, подножия, радостью, колосья, знания, человечностью, столетия.
3. Работа у доски.
Задание: сделать синтаксический разбор предложения. Подчеркнуть и объяснить орфограми в слове величием.
Я был захвачен величием просторов нашей страны.
(О. Довженко.)
4. Творческая работа.
Задание: составить связное высказывание на одну из тем:
1) Удвоенные буквы.
2) Правила употребления апострофа.
3) Правила употребления мягкого знака.
5. Проблемные вопросы.
(Используется метод «Мозговой штурм».)
- Что общего и отличного в произношении и написании слов барьер и вольер, пресс-папье и ателье?
- К какому словарю следует обратиться, чтобы выяснить значение этих слов?
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику.
1) Обработка таблицы «Мягкий знак и апостроф в словах иноязычного происхождения», с. 158;
2) Упражнение 370.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Игра «Редактор».
Задача: в представленных словах исправить, где нужно, ошибки. С двумя-тремя словами составить предложения.
Бульон, к'ювет, атель'є, миллион, пьєдестал, интервью, р'юш, бязь, іньєкція, пюпитр, адютант, пьеса, б'юлетень, рельеф, п'юре.
2. Распределительный диктант.
Задание: записать слова в два столбика: I - с мягким знаком, II - с апосторофом.
Компьютер, Фурье, рюш, миллион, миллиард, Ривьера, Мольер, Ньютон, тюль, Дюма, премьер, конферансье, мольберт, портьера, Вьетнам, ревю, монпасье, Нью-Йорк, компаньон.
VI. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Работа по учебнику.
Обработка таблицы «Удвоенные буквы в словах иноязычного происхождения», с. 160
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Перевод на украинском языке.
Упражнение 375.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 374.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, с. 158, 160, выучить правила, упражнение 371.